Котел на отработанном масле с водяным контуром своими руками — чертежи, видео

Как сделать котел на отработанном масле

Отопительный котел эффективнее печки и удобнее в эксплуатации, ведь через радиаторную сеть он обогревает весь дом, а не 2—3 комнаты. Второй положительный момент: теплогенератор на отработанном масле выносится в отдельное помещение топочной вместе со всеми неприятными запахами, сопровождающими данный вид отопления. Предлагаем рассмотреть пошагово, как сделать котел на отработке своими руками из газового баллона или стальной трубы.

Конструкция и чертежи отопителя

Мастера, занимающиеся изготовлением котлов на отработанном масле, применяют на практике 3 способа сжигания отработки:

  • поверхностное горение с пиролизным дожиганием в перфорированной трубе и вторичной камере;
  • использование горелок Бабингтона и других самодельных конструкций;
  • сжигание в пламенной чаше, подача топлива организована капельным методом, воздух нагнетается принудительно.

Способы сжигания отработанных масел в самодельных обогревателях – пиролизное горение, пламенная чаша, горелочное устройство Бабингтона

Первый вариант реализован в знаменитой гаражной печке, состоящей из 2 камер, соединенных вертикальной перфорированной трубой. Второй метод мы подробно описали в соответствующей публикации – изготавливается горелка Бабингтона и встраивается внутрь корпуса стального котла, ранее работавшего на дровах.

Мы предлагаем остановиться на третьем варианте – печи-капельнице, переделав ее в двухоборотный (правильное название — двухходовой) водяной котел. Ниже на чертеже представлена базовая версия данной печки, изготовленная из трубы Ø219 мм. Почему новичкам рекомендуется взять за основу капельный принцип работы отопительного агрегата:

  1. Устройство масляных горелок довольно сложное. Для сборки требуется некоторый опыт и финансовые вложения (например, для «Бабингтона» придется купить компрессор).
  2. Отопители поверхностного горения пожароопасны (стреляют пламенем при попадании воды в топливо). Оснастить чудо-печку водяной рубашкой – задача непростая.
  3. Расход топлива при поверхностном сжигании непомерно велик – до 2 литров отработки за 1 час.
  4. По отзывам на форумах, капельницы надежны и способны работать без автоматики (правда, хозяину придется уделять котлу некоторое время, чтобы приноровиться к ручному управлению). Агрегат относительно прост в изготовлении.

Печь-капельница — прототип двухходового водогрейного котла для сжигания жидких видов топлива

Примечание. Как самостоятельно сделать капельную печку на отработанном масле, мы подробно рассмотрели в отдельной пошаговой инструкции. Если вас интересуют другие разновидности самодельных обогревателей на жидком топливе, пройдите на авторитетный тематический форум termoportal.ru.

Схема жидкотопливного котла

Представленную на чертеже схему капельницы нужно переделать, поскольку вместе с жаротрубным теплообменником конструкция не поместится внутрь газового баллона — придется искать большую трубу диаметром 400 мм. Габариты теплогенератора можно уменьшить без потери мощности (15—20 кВт) следующим образом:

  • дожигатель смастерить из трубы DN40, изменив количество и диаметр отверстий (точнее указано на чертеже);
  • для камеры сгорания возьмите трубу DN150;
  • водяную рубашку сварите из двух газовых баллонов из-под пропана;
  • теплообменник – минимум 8 жаровых труб Ø32 мм;
  • размер чаши – по камере сгорания (DN150);
  • высота от края дожигателя до дна чаши – 6.5—7 см.

Как устроен двухоборотный котел, действующий на отработанном масле, показано на чертеже. Отличие от простой капельницы заключается в жаротрубном теплообменнике, размещенном между стенками камеры сгорания и наружной обшивкой. Соответственно, патрубок дымохода переместился в нижнюю зону корпуса.

Для справки. Котел называется двухходовым, поскольку продукты горения делают 2 оборота по трубам и дважды меняют направление движения, прежде чем уйти в дымоход. Существуют и трехходовые версии теплогенераторов с верхним дымоходным патрубком.

Принцип работы агрегата

Этот раздел предназначен для новичков, кому раньше не приходилось заниматься отопительным оборудованием на жидком топливе – отработке либо солярке. Представленный на чертеже котел работает по следующей схеме:

  1. По трубке, проходящей внутри дожигателя, течет отработанное автомобильное масло. Способ подачи – самотеком или с помощью насоса.
  2. Воздух в зону горения нагнетается электрическим вентилятором.
  3. Капли масла, падающие на дно раскаленной чаши, испаряются и сразу воспламеняются. Дожигание поднимающихся масляных паров происходит напротив всех отверстий, просверленных в центральной трубе.

Схема сжигания отработанного масла в котле и движения дымовых газов через огнетрубный теплообменник

  • Выделяющееся от пламени тепло напрямую передается водяной рубашке котла. Горячие дымовые газы, вытесняемые воздухом от вентилятора, проходят сквозь жаровые трубы, отдают часть теплоты и вылетают в дымоход.
  • В зависимости от качества топлива и режима работы чистка теплогенератора производится 1 раз в 3—7 дней. Основная масса сажи скапливается в чаше, которая легко вынимается через специальный люк. Как функционирует капельный котел на отработанном масле, сделанный своими руками, расскажет один из мастеров в очередном видео:

    Изготавливаем теплогенератор из баллона

    Первым делом подготовьте к свариванию газовые баллоны – удалите сферические части (не забудьте наполнить предварительно водой!) и отрежьте один сосуд по размеру, чтобы вместе они составили корпус требуемой высоты (1 м).

    Вентиль выворачиваем трубным и гаечным ключом. Если не получается, то подпиливаем и аккуратно отбиваем молотком

    Заготовьте остальные материалы, учитывая следующие рекомендации:

    • камеру сгорания и пламенную чашу лучше сделать из нержавеющей стали толщиной 1.5—3 мм (например, марки 12X18H12T);
    • если нержавейку отыскать не удалось, используйте черную сталь марки Ст3 — Ст20 от 4 мм толщиной;
    • трубку подачи отработанного масла тоже подберите нержавеющую;
    • толщина стенок жаровых труб – не менее 3.5 мм;
    • для герметизации верхней крышки подберите стальную полосу 40 х 4 мм (ободок) и асбестовый шнур;
    • подготовьте листовой металл 3 мм на изготовление ревизионного люка;
    • на теплообменник берите трубы с толщиной стенки минимум 4 мм.

    Варианты изготовления чаш, устанавливаемых на дно отопительного агрегата

    Совет. В качестве нагнетателя мастера обычно применяют «улитку» салонного отопителя ВАЗ 2108, но это не панацея. Возьмите любой подобный вентилятор — все равно его производительность придется регулировать с целью увеличения либо уменьшения мощности котла.

    Процесс изготовления двухходового котла на отработке выглядит так:

    1. Нарежьте жаровые трубы Ø32 мм по размеру и сварите теплообменник, используя один баллон в качестве наружного кожуха, а трубу Ø150 мм – стенок камеры сгорания.
    2. Приделайте к теплообменнику подводящие патрубки системы водяного отопления.
    3. Во втором баллоне вырежьте отверстия под ревизионный люк и дымоходный патрубок. Приварите штуцер Ø114 мм и выполните горловину с крышкой из листовой стали.
    4. Сварите оба резервуара в один корпус. Сверху выполните обечайку из железной полосы – она послужит уплотнением крышки. Щель между кромками заполните асбестовым шнуром.
    5. Изготовьте дожигатель в соответствии с чертежом. Проделайте в полусферической крышке (в прошлом – торец баллона) отверстия для смотрового окна и установки дожигателя (по центру).
    6. Крышку оснастите ручками и заслонкой на окошке. Трубу дожигателя допускается приварить к ней наглухо либо прикрутить болтами с уплотнением асбестовым шнуром.

    С нижнего торца перфорированная труба закрывается заглушкой, где проделано 4 отверстия – одно посередине, оставшиеся три – радиально. В центральное отверстие выводится трубка маслопровода и обваривается. Последний шаг – изготовление пламенной чаши котла, где будет гореть отработанное масло.

    Нижняя (торцевая) часть дожигателя с 3 отверстиями Ø4 мм

    Рекомендация. Если вы хотите сделать котельную установку на отработке с водяным контуром, обеспечивающим ГВС, не торопитесь заталкивать внутрь теплообменника змеевик. Есть решение попроще: приварить к водяной рубашке 2 дополнительных патрубка и подключить их к баку косвенного нагрева через циркуляционный насос. Второй вариант – установить на дымоход теплообменник самоварного типа.

    По окончании сборки приварите к трубе–дожигателю колено с фланцем и установите «улитку». Чтобы наружная металлическая стенка водяной рубашки не теряла напрасно тепло и не обогревала помещение котельной, выполните изоляцию корпуса из негорючей базальтовой ваты. Простейший способ — примотать утеплитель шпагатом, а затем обернуть тонколистовым крашеным металлом.

    Наружную обшивку теплогенератора можно сделать прямоугольной

    Более наглядно процесс изготовления жидкотопливного котла продемонстрирован в следующем видео:

    Советы по установке

    Монтаж котла, использующего отработанное масло, практически не отличается от установки отопителей других типов. Есть одно преимущество: благодаря наличию турбонаддува и бездымному горению жидкого топлива дымоход необязательно задирать на 6—7 метров. Достаточно вывести оголовок дымоотвода из зоны ветрового подпора и поднять на высоту 4 м.

    Касательно правильного монтажа дадим такие рекомендации:

    1. Котел и не защищенные изоляцией стальные дымоходы располагаются на расстоянии 0.5 м от горючих стен и других элементов деревянного дома. Минимальный отступ от несгораемых конструкций – 100 мм.
    2. Проход сквозь внешнюю стену и весь наружный участок газохода выполняйте утепленной трубой – сэндвичем, иначе будет много конденсата и сажи. Подробно технология устройства дымохода описывается в отдельном материале.
    3. Обязательно установите на подающей магистрали отопления группу безопасности.
    4. Организуйте в топочной хорошую вытяжку для удаления запахов. Забор воздуха на горение можно предусмотреть с улицы.
    5. Оснастите нагнетатель регулятором оборотов, а маслопровод – вентилем. Это позволит управлять мощностью теплогенератора вручную. Не путайте регулировочный вентиль с обычным краном, запорная арматура ставится на трубопроводы в любом случае.
    6. Сделайте примитивную автоматику аварийной остановки – поставьте на подачу термостат, отключающий вентилятор и масляный насос в случае перегрева теплоносителя.

    Вариант монтажа теплогенератора с нижним подключением дымохода

    Если отработка подается самотеком, то ради безопасности желательно поставить на топливную магистраль электрический отсекающий клапан. Одна тонкость: после аварийного отключения котел самостоятельно не запустится, придется разжигать масло вручную либо мастерить автоматический розжиг.

    Работу котла очень желательно подстраховать на случай отключения электроэнергии. Автомобильный вентилятор, рассчитанный на напряжение 12 вольт, можно запитать от обычного аккумулятора, остальное оборудование – насосы, термостаты – через блок бесперебойного питания.

    Подачу отработанного масла в камеру сжигания котла проще всего организовать самотеком – из подвешенной к стене емкости. Но за подобной системой нужно постоянно следить плюс по мере опорожнения интервал между каплями увеличивается, а интенсивность горения уменьшается.

    Отсюда рекомендация: после первичного испытания двухоборотного котла на отработке приобретите насос от мотоцикла «Урал» (или подобный) и установите в бочку с топливом. Как это осуществить, смотрите в последнем видеосюжете.

    Котел на отработанном масле своими руками: изготовление самодельного котла на отработке

    Одним из наиболее дешевых видов топлива из тех, что используются для работы отопительных котлов, является отработанное масло. Оно может быть любым: синтетическим или натуральным. Подойдет масло, слитое с кулинарных агрегатов, автомобилей или тепловозов.

    В любом случае при сгорании оно даст большое количество тепла. Поэтому собрать котел на отработанном масле своими руками очень выгодно. Особенно, если нужно обогреть подсобное помещение или гараж.

    Мы расскажем, как устроен и работает отопительный прибор, каковы конструктивные нюансы самодельного агрегата, а также опишем пошаговый процесс сборки котла и особенности его эксплуатации.

    Отопление на отработке: выгодно или нет?

    Система отопления на отработанном масле пользуется большим спросом. И это не случайно, ведь она имеет много преимуществ. Прежде всего, это доступная стоимость приборов и эксплуатации.

    Учитывая, что цена топлива для такого котла очень низкая, он окупит себя в первый же отопительный сезон. Кроме того, если не покупать оборудование, а собрать его своими руками, оно обойдется еще дешевле.

    Правильно настроенный котел полностью сжигает отработанное масло. Токсичные продукты сгорания не образуются, поэтому такое устройство безопасно для окружающей среды. Конструкция прибора очень проста, для нее используется минимум деталей. Таким образом, риск выхода устройства из строя снижается и надежность его увеличивается.

    Котел быстро разогревается и поднимает температуру в помещении, чему способствует принудительная конвекция.

    Есть у устройства и недостатки:

    • Быстрое выгорание кислорода в комнате, где смонтирован прибор, сто требует обустройства эффективной вентиляционной системы.
    • Необходимость регулярной чистки. Котлы на отработке быстро загрязняются, в связи с чем их обслуживание требуется проводить чаще.

    Для работы оборудования может быть использовано любое отработанное масло или смесь нескольких масел.

    Разнородность используемого сырья и высокая вероятность наличия в нем самых разных примесей требует наличия специального фильтра. Он ставится на участке подачи масла в котел. В процессе работы фильтр достаточно быстро загрязняется, поэтому менять его придется часто.

    Котел на отработке: какие они бывают

    Производители выпускают отопительные котлы на жидком топливе трех видов. Воздухонагреватели повышают температуру в помещении за счет прямого разогрева воздуха. Такие устройства отличаются высокой производительностью и способны длительное время поддерживать температуру даже в значительных по площади помещениях.

    Резервуар с топливом у таких приборов обычно располагается на полу, а сам воздухонагреватель может быть закреплен на потолке или на стене.

    Котлы предназначаются для разогрева теплоносителя, обычно воды.

    Различают два типа оборудования:

    • двухконтурные – способны подогревать воду для бытовых нужд и разогревать теплоноситель;
    • одноконтурные – «отвечают» только за отопление.

    Автоматические теплогенераторы относятся к водогрейным котлам. Они оснащены системой автоматики, контролирующей работу прибора.

    Автоматика для котлов на отработке может выполнять разные функции. Это может быть контроль над температурой воздуха в обогреваемом помещении, контроль разогрева теплоносителя и др.

    Котлы на отработке с автоматикой или без нее выполняются исключительно в напольном варианте. Стоимость их значительно отличается в зависимости от функционала. Однако в любом случае она достаточно велика, поэтому домашние умельцы собирают такие приборы своими руками.

    Как работает отопительный прибор

    Конструкция котла предельно проста. Он включает две камеры-отсека: испарительную и сгорания. В первой происходит процесс подготовки масла к горению, во второй оно сгорает.

    Все происходит следующим образом. Из резервуара с отработкой насос подает отработанное масло в испарительную камеру, которая находится в нижней части устройства. Здесь поддерживается температура, достаточная для того, чтобы отработка нагрелась и начала испаряться.

    Масляный пар поднимается в верхнюю часть корпуса, где находится камера сгорания. Она оборудуется воздуховодом, представляющим собой трубу с отверстиями. При помощи вентилятора воздух подается по воздуховоду и смешивается с парами масла.

    Масляно-воздушная смесь сгорает почти без остатка – полученное тепло разогревает теплообменник, продукты сгорания направляются в дымоотвод.

    Предварительный нагрев масла – обязательная часть процесса. Нужно понимать, что отработка содержит большое количество примесей и токсичных веществ. Все это раскладывается на простые углеводы, которые впоследствии сжигаются.

    После чего образуются водяные пары, углекислый газ и азот- полностью безвредные элементы. Однако такой результат возможен только при условии соблюдения определенных температурных условий.

    Полное окисление или сгорание углеводородов происходит только при температуре +600°С. Если она ниже или выше на 150-200°С, то в процессе сгорания образуется большое количество самых разных токсичных веществ. Они небезопасны для человека, поэтому температура сгорания должна быть точно соблюдена.

    Конструктивные тонкости самодельного оборудования

    Важнейшей составляющей технологии сгорания считается предварительный разогрев масла. Это дает возможность разложить «тяжелое» топливо на более легкие составляющие. Грамотно подобранные параметры, позволяют получить почти бездымное и полное сгорание отработанного масла.

    Домашние умельцы считают, что проще всего добиться такого результата, если использовать толстостенную раскаленную чашу из металла, в которую каплями подается отработка.

    Когда масло касается раскаленного металла, оно сразу же превращается в пары, которые направляются в камеру сгорания. Для лучшего горения их нужно смешать с воздухом. С этой целью используют воздуховод.

    В его устье устанавливается крыльчатка, чтобы создавать завихрение потока, необходимое для достаточно длительного пребывания масляно-воздушной смеси в камере сгорания. Только в этом случае поданное в чашу топливо сгорит полностью.

    Определенную сложность в процессе активизации работы отопительного прибора представляет разогрев испарительной чаши.

    Самый простой способ его осуществления – положить внутрь резервуара пропитанный любым горючим составом фитиль. После чего налить на дно чаши немного бензина или солярки и поджечь. После того, как металл раскалится до нужной температуры, начинают подачу масла. Это максимально простой, но довольно опасный способ.

    Еще один сложный в реализации момент – подача масла. В интернете и других открытых источниках можно найти множество примеров функционирующих на отработанном масле котлов, где подача отработки осуществляется струйно.

    Да, такая система работоспособна, но она крайне опасна для пользователя. Масло, подающееся струей, не успевает сгорать. Образуется большое количество токсичных веществ, которые могут попасть в помещение. А это очень опасно.

    Для эффективного бездымного горения отработки требуется организовать капельную подачу масла. Это достаточно сложно, но вполне решаемо. Оптимальный, по мнению домашних мастеров, способ капельной подачи следующий.

    Нужно взять шланг, который будет работать как маслопровод. С одного конца на нем обязательно закрепляется фильтр для очистки подающейся отработки от примесей и загрязнений.

    Это должен быть фильтр автомобильный масляный полной фильтрации. Последнее очень важно. Не частичной, а именно полной. Нужно быть готовым к тому, что менять его придется часто. В среднем один раз в 30 дней, а то и чаще. Все будет зависеть от качества используемого топлива.

    Некоторая сложность может возникнуть в процессе крепления узла. Он оснащен резьбой, с помощью которой фиксируется в автомобиле.

    Можно поступить следующим образом. Следует подыскать небольшой фрагмент маслостойкого шланга, диаметр которого будет совпадать с сечением резьбы, и надеть его на фильтр. С маслопроводом получившийся узел соединяют посредством штуцера.

    Очень важно, чтобы в подающем масло шланге не скапливалось его излишка, иначе капельная подача будет невозможна.

    Как вариант можно подобрать насос такой мощности, чтобы он выдавал только требуемое количество отработки. Но это очень сложно. Более простой вариант используется в котлах промышленной сборки. Это простая конструкция из тройников, штуцера и ниппеля.

    С ее помощью можно легко отрегулировать подачу нужного количества масла. Излишки будут возвращаться в резервуар с топливом.

    Последний элемент системы капельной подачи – фрагмент медицинской капельницы. Нужно взять участок с колесиком-регулятором. Элемент позволит контролировать скорость и частоту подачи топлива в чашу. Фрагмент капельницы надежно фиксируется на штуцере.

    Оптимально, чтобы отработка не чадила и устойчиво горела. Это возможно только в том случае, если масло обладает нормальной текучестью. Для этого его температура должна находиться в пределах 10-20°С.

    Нужно знать, что при каждом изменении состава отработки или ее температуры придется заново подбирать частоту и скорость капельной подачи масла. Подавать топливо непосредственно от капельницы к камере сгорания не получится. Его направляют в воронку, соединенную с трубой, подающей топливо в чашу.

    Конструкция котла может быть разной. Он может быть подключен к трубам отопительной системы. Обязательное условие в этом случае – монтаж насоса для обеспечения эффективной циркуляции теплоносителя.

    Если вокруг прибора обустроить, так называемую, водяную рубашку, то он будет нагревать воду. Если водяной контур только один – котел будет обслуживать только отопление. Если контуров два – будет обеспечиваться еще и подача горячей воды.

    Еще один вариант – встроенный теплообменник в виде буквы U. Он помещается в верхнюю часть топочной части и соединяется с выносным резервуаром, в котором будет находиться горячая вода. Альтернативный вариант – размещение теплообменника на дымовой трубе.

    Котел на отработке может быть пиролизным. Его основная особенность – возможность длительной работы на одной закладке топлива. Конструктивно такая модель будет отличаться наличием камеры дожига.

    Здесь проходит окончательное сгорание всех химических элементов, входящих в состав отработанного масла. За счет наличия камеры дожига время работы пиролизного котла на одной порции масла значительно увеличивается.

    Как самостоятельно изготовить котел

    Для изготовления отопительного прибора нам понадобятся следующие материалы и инструменты. Готовим сталь листовую толщиной минимум 4 мм, арматуру сечением 10 или 8 мм, трубу для воздуховода, тройники, сгоны и полудюймовые углы для горелки, переходники из стали, компрессор, расширительный бачок и насос.

    Кроме того, понадобится сварочное оборудование, термостойкий герметик, асбестовое полотно и болгарка.

    Рассмотрим процесс изготовления самого простого самодельного котла на отработке. Собственно устройство может иметь разные формы. В связи с этим для облегчения работы можно взять не листовую сталь, а отрезок трубы большого сечения с толстыми стенками.

    Например, работоспособный прибор, легко обогревающий стандартный по размерам гараж, получается из двух фрагментов трубы. Один сечением 0,5 м, второй – 0,2 м.

    Кроме них понадобятся еще две металлических пластины толщиной минимум 3 мм, вырезанные в форме круга. Если нужен более мощный отопительный прибор, то подбирают или изготавливают из листовой стали детали нужных размеров.

    Теперь можно переходить к сборке. Начинаем с подготовки корпуса. Он будет выполнен из трубы большего сечения. Обрезаем ее болгаркой так, чтобы получился фрагмент высотой порядка метра.

    Трубу меньшего сечения тоже обрезаем. Так, чтобы получился фрагмент высотой 20 см. Теперь готовим пластины, которые будут функционировать как дно и крышка корпуса.

    В одной из них выполняем отверстие, соответствующее по размерам дымоходу. Это будет крышка корпуса. В другой вырезаем отверстие под соединение с фрагментом малой трубы. Это будет дно конструкции.

    Привариваем к нему цилиндр, вырезанный из трубы меньшего диаметра. Его дно закрываем еще одной круглой пластиной. Собираем корпус, накрывая его пластинами с двух сторон. Соединяем детали, обвариваем их по кругу.

    К дну корпуса крепим ножки, сделанные из арматурных прутков. Сверлим в трубе вентиляционные отверстия. Мы получили котел цилиндрической формы, в нижней части корпуса которого располагается небольшой резервуар.

    Теперь нужно обустроить дверцу. Вырезаем ее в нижней части цилиндра с помощью болгарки. На верхнюю часть корпуса ставим и закрепляем дымоход. Простейший вариант котла готов.

    Чтобы его разжечь, нужно будет налить немного отработки в нижнюю емкость и поджечь ее фитильком из горящей бумаги. Это самый простой из всех известных вариантов. Можно собрать более сложную, а значит и более эффективную конструкцию.

    Собственно принципиальная схема любого топливного прибора на отработке представляет собой два короба из прочного металла, соединенных между собой воздуховодом в виде перфорированной трубы.

    Нижний короб оборудуется отверстием, через которое масло заливается в испарительную камеру, напротив него обычно располагается заслонка. Верхний короб оборудуется отверстием, в которое вставляется дымоотводная труба.

    Такую схему очень просто дополнить самыми разными узлами: подающим масло насосом, капельной подачей отработки, воздушным компрессором или подключить к котлу расходный резервуар с топливом.

    Можно так же подключить водяной контур. Но в этом случае потребуется обустройство эффективной горелки, которая сможет осуществить максимально равномерный подогрев теплоносителя.

    Рассмотрим процесс изготовления такой горелки. Собственно ее форма может быть произвольной, однако нужно помнить, что зона смешивания всегда должна находиться только выше зоны горения.

    Только в этом случае неиспользованная отработка сможет возвращаться в резервуар. Для изготовления корпуса горелки берем полудюймовые уголки и соединяем их при помощи тройников и сгонов.

    Для маслопровода, подающего отработку, дополнительно понадобятся переходники для штуцера. Все резьбовые соединения перед закручиванием хорошо промазываем термостойким герметиком. Для крышки горелки используем листовую сталь. Толщина листа минимум 3 мм.

    Вырезаем из нее деталь, соответствующую размерам гнезда на котле. После того, как мы собрали горелку осталось правильно ее установить. Для этого подготовим две стальных пластины, одна должна быть немного меньше другой, гайки, болты и асбестовое полотно. Полудюймовые трубочки и внутреннюю поверхность переходника нужно закрыть асбестом. Полотно обязательно закрепляем.

    Наклеиваем его силикатным герметиком в два слоя, на трубках фиксируем асбест стальной проволокой. Теперь берем горелку и вставляем ее в корпус, при необходимости подгоняем к установочном у гнезду.

    После того, как горелка «встала» на место, меньшую по размеру пластину устанавливаем в гнездо и накрываем несколькими слоями асбестового полотна. Оптимально, если их будет четыре или пять.

    Большую пластину используем как закрепляющую накладку. Сверлим в ней несколько отверстий под крепежи, после чего укладываем поверх асбеста и скручиваем болтами обе пластины.

    Надо понимать, что получившееся соединение должно быть максимально плотным, если это не так, элементы горелки могут сдвинуться с места в процессе эксплуатации. Для поджига такой горелки используется стандартная свеча накаливания, которая применяется в дизельных двигателях.

    В упрощенном варианте котел на отработке представляет собой печку, к которой подключается теплообменник или бак для нагрева теплоносителя. С процессом изготовления самодельной печки ознакомит следующая подборка фото:

    Сообщества › Гараж Мечты › Блог › Как я котел варил

    Для теплого пола решил сварить двухоборотный котел на отработке. Благо отработку поставляют бесплатно. Котел от печки на отработке отличается тем что нет открытого огня, горение происходит в камере внутри водяной рубашки. Я буду использовать тосол. Котел будет стоять в подвале. На данный момент котел ещё не запускал, нужно найти масляный насос от мотоцикла Урал, как оказалось в Питере это проблема. Купил один, но он бракованный. Этот насос должен подавать отработку в камеру сгорания. Ещё надо соорудить насос для подачи воздуха. Забор воздуха будет с улицы. Выхлоп в печную трубу. Ну и третий этап подключение труб с перекачивающим насосом. Потом думаю сделать автоматику на управление котлом.

    Смотрите также

    Метки: котёл на отработке своими руками, двухоборотный котёл на отработке, отопление гаража, котел на теплый пол

    Комментарии 60

    Задумка отличная. НО ! ! !
    Работать будит плохо потому что не будит выходит в режим ! Эффект пиролиза пропадёт ! Будет много нагара и остатка !
    Из-за того что теплообменник( максимум его нагрев 90°) сделан очень близко к пиролизной камере и будит её изрядно охлаждать! Нужно его поднять хотя бы на 150-200мм от неё и утеплить, дабы достичь полного распада масла в горючий газ ! Съём тепла с камеры не допустим!

    Люблю такие комментарии! После них обычно всегда работает отлично. Спасибо!

    Есть форум единомышленников-энтузиастов-изобретателей по части отработки, где это всё много раз обсуждалось. termoportal.ru/
    Море информации по самодельным котлам, калориферам и блокам управления к ним

    Люблю такие комментарии! После них обычно всегда работает отлично. Спасибо!

    Ещё предстоит настройка дожигателя ))

    Люблю такие комментарии! После них обычно всегда работает отлично. Спасибо!

    Люблю такие комментарии! После них обычно всегда работает отлично. Спасибо!

    правда не котёл а калорифер и были ещё его модернизации ))) но фото нет пока что ))

    Вот набор соеленитеоей переходников

    Вентилятор новый поставил от ваз 2108 на роликовых подшипниках, переход с пряуголньника на круг диаметром 100м от вентиляции (пластиковый белый) затем переход с 100 на 80 и соеденил переходы соединителем для веет труб, для регулировки использовал Шим с али на 8а но он сгорел при максимальных оборотах вентилятора, сейчас жду шим регулятор на 30А, насос подачи масла тоже от мотоцикла урал но ещё не собрал его((( управление им будет шимом на 8 а, желательно ставить ещё перед шимом предохранитель чтоб шим не сгорел или реле на 8а например

    Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

    Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

    Смотри, что нашлось на AliExpress
    s.click.aliexpress.com/e/bHwkQWq Такой контроллер поставил на маслонасос, чтоб он отключал подачу масла при перегреве в системе антифриза и думаю второй датчик подключить чтоб в случае возгорания от печки отключил подачу масла в печку

    Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

    Смотри, что нашлось на AliExpress
    s.click.aliexpress.com/e/b3HNJ1RU Такие термометры чтоб контролировать температуру в помещение ))) они на 12v

    Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

    Спасибо за информацию! После насоса я поставлю клапан, чтобы масло самотёком не перетекало при выключении насоса. Ещё вопрос какие термометры поставить видел где-то на видео цифровые, но где их купить?

    Взял бочку железную на 50 литров с него будет подача масла насосом, сбоку будет приварена гайка для тэны 2кв чтоб отогревать масло в бочке и масло текло уже тёплое и жидкое в печку. Найти бочку можешь в магазинах по продаже масла автомобильного на разлив )))

    может у вас ссылочка есть на печку Без наддува?

    в поиске на ютубе наберите название, там много роликов про эти печки на любой вкус.

    Без наддува одну только из батареи нашёл, гудящую вместе с вентилятором под ухо не хочется

    Продам такого плана печь но уже с автоматикой

    Затея просто супер. Искал в Интернете печь на отработке. Вот только недавно начал находить что то стоящее. И тут бац ваш пост. Очень надеюсь что идея отработает на все 100%. Я такую же систему думаю сделать но немного иначе. Хочу во внутрь баллона накрутить змеевик из гофрированой нержавейки. Вынести всю конструкцию на улицу и встроить ее в бочку металлическую. Пространство между бочкой и баллоном заполнить теплоизолятором например песок. Я вижу именно так потому что: можно оставлять без присмотра;Опасные факторы остаются за пределами гаража;Можно приехать затопить котел и открыть краник подачи масла на нужную мощность и так же при уходе из гаража можно прикрыть краник на минимум. Ну а теперь хочу спросить у вас на счет насоса. На чертеже система рассчитана на самотек же, типа капельницы. Зачем тогда насос

    Отработка из бочки на полу как-то должна попасть на трубку подачи, плюс насосом регулировать расход.

    Маслонасос можно использовать треугольный от 4-х тактного скутера — качает до 3-х литров в час. Фактическая максимальная производительность, этого маслонасоса, зависит только от максимальных оборотов выбранного мотор-редуктора.
    С уважением.

    Вот такой купил, случайно нет фото как его приспособить для нашей цели?

    Такой ещё не видел.

    Извиняюсь, а как чертежик раздобыть?

    А по маленьким труба вода будет циркулировать? Или наоборот воздух?

    Дым будет через них проходить.

    Крышечку я бы не пристегивал, если бабахнет, то она просто отлетит.

    Если бахнет то в трубу, а если не пристегнуть то и в башку прилетит.

    Ну, ну, эти крышки не зря тяжелыми делают, чтобы далеко не летали.

    Крышечку я бы не пристегивал, если бабахнет, то она просто отлетит.

    Решает проблему взрывной клапан, он же смотровой лючок.

    кстати, какова цена вопроса по материалам?

    По деньгам: хер целых, хер десятых — делается из чермета.
    А про взрывной клапан, я про печи закрытого горения (как у афтора статьи), а Вы обобщаете все печи, типо ЧП?

    нет, почему, у парней печка полузаводского изготовления, такого же типа, только труба подачи воздуха не в крышке а под ней вварена. Печка стояла на первом этаже гаража, а они сидели на втором этаже, практически над ней. Она Спокойно работала, грела водичку, потом выключился свет, вентилятор перестал дуть, масло перестало поступать. Через минуту или полторы свет снова появился. вентилятор заработал, хотя автоматика печки не должна была включить подачу воздуха и масла. Раздался маленький “БУМ”, пол под пацанами всколыхнулся, запахло дерьмецом. Спустились вниз, крышечку вернули обратно, она всего на 2 м улетела, крышечку аварийного клапана искали долго, нашли в самом дальнем углу.
    После этого они разорились на бесперебойничек. 🙂

    Из за чего взорвалось? Пошел воздух и произошло самовоспламенение?

    печка теплая, угольки горячие, масло испарялось, и потихонечку горело. И тут такой подарочек в виде свежего воздуха. Естественно бабахнуло.
    Также теплую( только что погасшую) печку нельзя запускать легковоспламеняющимися жидкостям. типа бензина, керосина. соляры, и даже тормозухи. Эффект тот же, но меньше, зависит от того сколько жижи успело испариться.

    Из за чего взорвалось? Пошел воздух и произошло самовоспламенение?

    Всё прочитал ответ электрововика — там вина неправильно настроеной печи (чаша не разогревается), а также дымоход дохленький — Надеются, что печь надувная, значит типо дымоход сильный не нужен, это не так — ещё как нужен)))

    нет, почему, у парней печка полузаводского изготовления, такого же типа, только труба подачи воздуха не в крышке а под ней вварена. Печка стояла на первом этаже гаража, а они сидели на втором этаже, практически над ней. Она Спокойно работала, грела водичку, потом выключился свет, вентилятор перестал дуть, масло перестало поступать. Через минуту или полторы свет снова появился. вентилятор заработал, хотя автоматика печки не должна была включить подачу воздуха и масла. Раздался маленький “БУМ”, пол под пацанами всколыхнулся, запахло дерьмецом. Спустились вниз, крышечку вернули обратно, она всего на 2 м улетела, крышечку аварийного клапана искали долго, нашли в самом дальнем углу.
    После этого они разорились на бесперебойничек. 🙂

    Наддув обязательно должен был включиться, а маслонасос нет — значит кнопки start-stop на маслонасос не предусмотрена в автоматике (это чей-то минус).
    Также возможно печь не правильно настроена, в итоге вместо того, что упало то сгорело, в печи был объём масла.
    У них крышка, в роли взрывного клапана.

    Сборка котла на отработанном масле своими руками

    Здесь вы узнаете:

    Отработанное машинное масло редко отправляется в утиль – его используют в качестве печного топлива, получая большое количество тепла для обогрева помещений. При наличии доступа к этому дешёвому виду горючего ничто не мешает отапливать им свой дом. Магазинные котлы отличаются высокой стоимостью, поэтому в данном обзоре вы узнаете, как сделать котёл на отработанном масле с водяным контуром своими руками. Процедура сложная, для сборки потребуются навыки работы с металлом и инструменты.

    Достоинства и недостатки самоделок

    Более-менее приличные котлы на отработке, созданные именитыми производителями, стоят довольно дорого – от 30-40 тысяч рублей, не считая ёмкости для топлива (она приобретается отдельно). На рынке представлено множество моделей, отличающихся тепловой мощностью и функционалом. Если же денег на покупку заводского масляного котла для частного дома нет, люди отдают предпочтение самоделкам.

    Давайте посмотрим, чем так хорош котёл на отработке с водяным контуром, изготовленный своими руками:

    • Дешевизна – если под руками есть необходимые материалы, остаётся потратиться разве что на электроды для сварочного аппарата и на отработанное масло.
    • Стабильная работа – если выполнить котёл согласно чертежам, горение будет ровным и стабильным, как это реализовано в заводских образцах.
    • Возможность внесения изменений в конструкцию – вам не страшна потеря гарантии, так как её здесь нет.
    • Возможность сделать котёл на отработанном масле прочнее и надёжнее – заводские модели, изготовленные в последние годы, отличаются довольно слабыми узлами. Выбрав надёжный и толстый металл, вы сможете сделать самоделку более выносливой и долговечной;
    • Лёгкость в ремонте – самодельный котёл на отработанном масле обладает простой конструкцией, с которой вы знакомы, как никто другой.

    Есть и недостатки:

    • Самодельные котлы отопления на отработке могут отличаться по КПД от своих заводских собратьев, причём в меньшую сторону.
    • При неправильной сборке возможно возникновение аварийных ситуаций.
    • Низкий уровень безопасности – но здесь многое зависит от опыта сборщика и соблюдения правил ТБ.
    • Трудно регулировать теплоотдачу, чтобы стабилизировать температуру воздуха в обогреваемых помещениях.

    Недостатки имеются, но они есть и у фабричных образцов.

    Принцип работы котлов на отработке

    Самодельный котёл на отработанном масле может работать по одной из двух схем:

    • С горением топлива в одной ёмкости и его дожиганием во второй – своеобразная пиролизная схема;
    • С воспламенением подогретого и испарённого топлива – крайне эффективная схема.

    Если поджечь отработанное масло в какой-либо ёмкости, оно будет гореть жёлтым, слегка коптящим пламенем. Даже если отобрать получаемое тепло в отопительную систему, его будет недостаточно для обогрева помещений. К тому же в продуктах сгорания мы найдём кучу недогоревших и токсичных компонентов. Поэтому главная задача отопительного котла на жидком топливе заключается в обеспечении оптимальных условий сгорания отработанного масла. Полученное тепло отправляется в водяной контур.

    Первая схема используется в самых простых печах, наподобие вот этой:

    Горение при такой схеме осуществляется с забором воздуха через регулировочную заслонку.

    Здесь мы видим бак с топливом и регулировочной заслонкой, дожигатель и вторичную камеру. В дожигатель, через ряды боковых отверстий, подаётся вторичный воздух. Отработанное масло заливается в бак, поверх него наливается немного керосина, после чего производится розжиг.

    Пламя в дожигателе будет сначала жёлтым, так как печь холодная. По мере прогрева оно приобретёт бело-розовый оттенок, появится гудение, характерное для мощного потока пламени. Это значит, что агрегат вышел на рабочий режим. Увеличив размер верхней камеры и дополнив её трубчатым теплообменником, мы получим простую печь на отработке с водяным контуром.

    Для рассмотрения второй схемы водогрейного котла на отработанном масле мы возьмём следующую схему:

    Схема и принцип действия водогрейного котла на отработанном масле

    Это не совсем то, что нам нужно, но принцип тот же. Представленный на рисунке агрегат включает в себя несколько важных узлов. Первый узел – это топливный бак, который обеспечивает подачу отработанного масла в котёл. Подача должна быть капельной. Отработка поступает в чашу, в которой разжигается пламя. По мере прогрева конструкции масло начинает поступать в чашу уже горячим, температура его горения возрастает.

    Горение осуществляется во внутреннем объёме печи, ограниченном металлическим цилиндром. Это наша камера сгорания – сверху в неё поступает воздух, в верхней боковой части располагается отвод под дымоход. На представленном чертеже изображён агрегат с поддувом, что делает его работу более эффективной. Водяной рубашки здесь нет, но есть вентилятор обдува, который обдувает воздухом внутренний цилиндр с камерой сгорания. Горячий воздух можно отправить через воздуховоды в обогреваемые помещения.

    Организовать отопление на отработанном масле своими руками поможет водяной контур. Для этого убираем из чертежа вентилятор обдува и сопло отдачи горячего воздуха, никаких отверстий на их месте не будет. Вместо этого привариваем к цилиндру с камерой сгорания змеевик, играющий роль теплообменника. Его можно сделать из трубы подходящего диаметры. Концы трубы выводятся наружу – к ним подключается контур отопления.

    Таким образом, мы сделали отличную печь на отработанном масле с водяным контуром. Осталось поработать над увеличением эффективности. Для этого мы можем обернуть дымоходную трубу дополнительным теплообменником и соединить его с основным. Теперь оборачиваем наш водогрейный отопительный котёл в теплоизоляцию, после чего облачаем его в дополнительный корпус – это поможет снизить тепловые потери.

    Основная схема

    Котлы на отработке отличаются простотой конструкции, но найти нормальные чертежи проблематично. В связи с этим придётся полагаться исключительно на свои силы и инженерную смекалку. В качестве основы для котла на отработанном масле можно взять данную схему (будем называть её основным чертежом):

    Здесь мы видим отсутствие змеевика (теплообменника для водяного контура), но его легко встроить – он встраивается во внутренний объём.

    Представленный на схеме агрегат нередко называют плазменным. А всё потому, что при горении он даёт белое, отдающее синевой, высокотемпературное пламя. Отработанное масло сгорает полностью, на выходе мы получаем лишь лёгкий дымок.

    Наша задача – дооборудовать печку водяным контуром и превратить её в котёл на отработанном масле. Для этого нам нужно сделать водяную рубашку (или встроить змеевик) согласно нижеследующей схеме:

    Схема водяной рубашки нашего котла на отработанном масле.

    В нашем случае мы можем изготовить большой змеевидный теплообменник, который будет располагаться вокруг горелки. Вокруг змеевика привариваем лист железа, оборачиваем тепло теплоизоляцией, после чего сооружаем декоративный металлический корпус.

    Как и многие котлы на отработке, разрабатываемый нами агрегат будет работать на жидком топливе, подогреваемом прямо в подающей трубе. Подача атмосферного воздуха осуществляется сверху. Вентилятор принудительного наддува здесь не нужен, но многие советуют им не пренебрегать.

    Топливо стекает по тонкой трубе диаметром 10 мм в чашу, где испаряется и превращается в газообразное горючее. Через несколько прорезей диаметром 1,6 мм оно поступает в камеру горелки, после чего через четыре ряда отверстия различного диаметра поступает в камеру сгорания – под действием тяги из дымохода.

    Как только котёл прогреется, паровоздушная смесь начнёт сгорать с образованием белого с синевой пламени. Большая часть тепла оправится в водяной контур, ещё часть уйдёт в атмосферу вместе с продуктами сгорания. Главным достоинством агрегата является то, что отработанное масло в нём сгорает почти полностью – никаких токсичных выбросов в атмосферу.

    Пошаговая сборка котла

    Итого, процесс сборки отопительного котла на отработанном масле протекает в несколько этапов:

    • Сооружение горелки на основе трубы диаметром 89 мм с трубой диаметром 10 мм для подачи масла.
    • Сооружение теплообменника для подключения водяного контура (на основном чертеже он представлен корпусом) – рекомендуем взять такой же диаметр, который будет использоваться в самом контуре.
    • Сооружение корпуса, который располагается поверх теплообменника;
    • Сооружение дымохода – рекомендованная высота составляет не менее 4-5 м.

    Готовый котёл на отработанном масле монтируется на прочном основании (бетон, кафель). К нему подключается бак с отработкой, топливо подаётся дозировано, по капелькам, через регулирующий вентиль. К агрегату подключается отопительный контур, производится розжиг агрегата через смотровой люк. После выхода на рабочий режим останется контролировать температуру теплоносителя.

    Конструкция системы отопления

    Не забудьте дополнить систему отопления расширительным бачком.

    Для работы совместно с котлом на отработанном масле рекомендуется использовать системы отопления с чугунными радиаторами. Они подключаются к металлическим трубам сравнительно большого диаметра. Эти же трубы подключаются к теплообменнику нашего котла. Пластиковые трубы с современными радиаторами малой ёмкости использовать не рекомендуется – автоматики в котле нет, есть опасность перегрева теплоносителя.

    Циркуляция в системе отопления – принудительная. Отработанное масло в самодельном котле сгорает при высокой температуре. Поэтому в системе всегда присутствует риск перегрева теплоносителя. Принудительная циркуляция поможет предотвратить перегрев, заодно ускоряя прогрев помещений.

    Сфера применения

    Отопление в гараже печкой на отработке с водяным контуром – вполне оправданное решение. Особенно когда речь ведётся о гаражной мастерской. Работающим здесь ребятам решить проблемы с отоплением не составляет особого труда – при замене масла в автомобилях отработка почти всегда остаётся в гараже, забирают её очень редко. При большой проходимости гаражной мастерской можно набрать за лето несколько бочек отработанного масла.

    К тому же масло меняется круглогодично, поэтому с топливом в гараже проблем не возникнет. А водяной контур поможет обогреть не только гаражное помещение, но и прилегающие мастерские. Электрическое и газовое отопление здесь не используется – дорого и невыгодно, учитывая наличие постоянного источника отработанного масла для работы самодельного отопительного котла.

    Самодельные котлы на отработанном масле, оснащённые водяным контуром, могут использоваться для обогрева жилых помещений. Главная задача потребителя – найти доступ к недорогому или вовсе бесплатному горючему. Оно нередко продаётся в бочках, поэтому с покупкой проблем не возникает. Стоит отработанное масло на 30-50% дешевле, чем солярка – экономия налицо.

    Универсальная схема

    Мы несправедливо обошли внимание ещё одну схему постройки котла, работающего на отработанном масле, – на основе горелки. Здесь мы можем использовать простую горелку Бабингтона, характеризующуюся высокой эффективностью и простой конструкцией. В ней используется металлический шар, по которому стекает отработка. В самом шарике имеется отверстие, через которое подаётся воздух. Он подхватывает мельчайшие частицы отработанного масла, распыляя его. Готовая воздушно-капельная смесь поджигается и образует устойчиво горящее высокотемпературное пламя.

    Готовая горелка подключается к универсальному заводскому котлу, умеющему работать с горелками любого типа. Также она монтируется в обычные твёрдотопливные металлические и кирпичные печи. Достоинства получившейся сборки:

    • Можно регулировать температуру, ограничивая подачу топлива в горелку на отработанном масле.
    • Возможность автоматизации регулировки интенсивности горения.
    • Возможность перевода на другой вид топлива – например, на пеллеты, на природный или сжиженный газ.

    Выбирая для постройки самодельного котла горелку Бабингтона, потребители получают в своё распоряжение устройство, способное работать даже на загрязнённом отработанном масле. Главная задача – обеспечить подачу воздуха под большим давлением. Обычно для этого применяются компрессоры от холодильников.

    В качестве основы для самоделки выбираем чертёж любого отопительного котла с традиционной схемой сжигания дров. Понять суть поможет небольшая иллюстрация:

    Здесь мы видим котёл, который с одинаковым успехом может работать как на дровах, так и на отработанном масле – с помощью соответствующей горелки.

    Работа протекает в несколько этапов. Первый – собрать горелку Бабингтона по данной схеме (или любой другой):

    Схем сборки горелки Бабингтона существует великое множество. Мы решили использовать здесь самую распространенную.

    Второй этап – сборка подходящей твёрдотопливной печи, которая впоследствии будет работать на отработанном масле. Выбирая чертёж и следуя ему, ни в коем случае не уменьшайте размеры камеры сгорания, куда вырывается пламя горелки – если завтра вам не хватит отработки, придётся мёрзнуть. А в большую камеру сгорания вы всегда можете накидать порцию дров и продолжить наслаждаться теплом.

    Третий этап – подключение отдельных элементов. Горелка подключается к топливному баку, после чего вставляется в собранный своими руками котёл. Запускаем подогрев масла в баке, открываем вентиль, включаем компрессор, поджигаем топливно-воздушную смесь, контролируем работу водяного контура.

    При необходимости, вы можете перейти с отработанного масла на сжиженный газ. Для этого приобретается газовая горелка (никаких самоделок с газом!) и устанавливается вместо жидкостной горелки. К ней подключается газовый баллон. В результате вы получите полноценное водяное отопление, хоть и несколько прожорливое.

    Сборка котла на отработанном масле с водяным контуром

    Печи на жидком топливе стали широко использоваться в начале прошлого века. Сначала они появились в промышленности, но в 60-х годах их начали применять в быту. Яркий представитель такого оборудования — котел на отработанном масле с водяным контуром.

    Стремительный рост его популярности в те годы объясняется доступностью нефтепродуктов. Люди могли покупать их очень дешево или же получать бесплатно.

    Котел на отработанном масле – хороший и дешевый способ отопления гаража

    Принцип действия

    Отработкой называются отслужившие свой срок моторные масла. Они являются источником загрязнения окружающей среды и плохо горят. Объясняется это неспособностью кислорода окислить весь набор химических элементов, входящих в состав. Но если удается расщепить отработку на простые составляющие, то она превращается в энергоэффективное топливо.

    Метод разделения отработанного масла в науке используется давно — это пиролиз. С помощью этого процесса можно выделить горючие вещества из любого типа топлива: древесины, угля и нефти. Этот процесс прост и не требует дополнительных финансовых затрат.

    Основное преимущество пиролиза заключается в том, что при горении топлива он сам себя поддерживает и даже регулирует. Человеку даже не нужно вмешиваться в этот процесс.

    Способы очищения масла

    Чтобы запустить разложение энергоносителя на простые составляющие, его всего лишь нужно нагреть до температуры в 400°C. Необходимые температурные показатели достигаются 2 способами. Первый способ подразумевает поджигания горючего в специальной емкости.

    В процессе горения топливо начинает испаряться. Образующаяся кориолисова сила позволяет создать легковоспламеняющуюся газовоздушную смесь. Но это возможно только в том случае, если все параметры печи будут тщательно рассчитаны.

    Особое внимание следует уделить характеристикам камеры сгорания. Она должна иметь определенный диаметр и высоту. В ее стенках делают многочисленные отверстия. Через них происходит насыщение поднимающихся паров топлива кислородом. В верхней части камеры стоит ловушка, замедляющая скорость перемещения газа и отделяющая зону дожигания, в которой сложные химические соединения распадаются на безвредные компоненты.

    Этот метод очень прост и надежен, но безопасным его назвать невозможно. Для обеспечения безопасности приходится значительно усложнять конструкцию печи.

    При втором способе зона пиролиза и дожига формируется непосредственно в пламени горелки.

    Последняя должна иметь определенную конфигурацию и обеспечивать ступенчатое образование горючей смеси.

    Такое устройство более сложное, так как для его функционирования требуется компрессор. Он обеспечивает топливу начальное движение.

    А пары образуются за счет работы горелки. Такой же процесс можно увидеть в паяльной лампе.

    Самодельные конструкции

    Самодельные котлы на отработке с водяным контуром имеют похожий принцип действия, но функционируют несколько иначе. В них как таковой горелки нет. Ее роль выполняет разогретая до высоких температур емкость. Капли масла, попадая на нее, моментально испаряются, а пары воспламеняются. Это не чистый пиролиз, так как во время микровзрывов при столкновении топлива с раскаленной поверхностью дополнительно выделяется энергия от распада молекул.

    Простейшая печь на отработке работает следующим образом:

    1. Нижняя емкость в виде чаши.
    2. Верхняя камера дожига обогащенной смеси.
    3. Перфорированная металлическая труба с перфорацией для обогащения паров кислородом.

    Для розжига топлива в нижней камере используется бензин. После начала горения масло интенсивно испаряется. Пары поднимаются вверх по трубе, обогащаются и сгорают в верхней камере. При этом температура внизу редко превышает 350° C, а вверху 900° C. Если масло в нижнюю чашу будет добавляться вручную, то в ее крышке делают отверстие, позволяющую заливать горючее. Для автоматической подачи подключают патрубок, ведущий к топливному баку.

    Печь на отработке имеет следующие преимущества:

    1. Универсальность. Ее можно использовать в любых закрытых помещениях.
    2. Возможность изготовить своими руками.
    3. Недорогое топливо.
    4. Высокая скорость разогрева.
    5. Компактные размеры.

    У такой системы всего 2 недостатка.

    Первый заключается в быстром загрязнении дымохода. Его придется регулярно чистить. Второй недостаток выражается в шуме. При горении воздушно-масляной смести слышен гул.

    Типы печей

    Котлы на отработке используются в самых разных областях. Учитывая это можно выделить бытовые печи, водонагревательные и отопительные. Они отличаются не только конструкцией, но и размерами.

    Бытовые котлы обычно устанавливают в помещениях, которые невозможно обогревать с помощью водяного отопления. У этих агрегатов минимальный расход горючего. Их конструкция такова, что масло в них сгорает до конца.

    Бытовые устройства практически не дымят. Но несмотря на это их комплектуют дополнительными фильтрами, что позволяет повысить уровень безопасности.

    Такие агрегаты любят прежде всего за их превосходную мобильность. Взрослый мужчина без труда перенесет небольшую печь в нужное место. При этом она не будет занимать много места в помещении.

    Бытовые печи на отработке легко модифицируются. При необходимости к ней можно подключить небольшой водяной контур, и она сможет лучше отапливать помещение или обеспечит жилище горячей водой. Если установить на нее специальную металлическую площадку, то можно будет готовить пищу.

    Для нагрева воды

    Водонагревательные котлы в верхней части имеют платформу для фиксации металлической емкости с водой. Последняя обычно имеет тороидальную форму, что обеспечивает более равномерный прогрев теплоносителя. Чтобы такое устройство эффективно работало, к бойлеру подключается водяная помпа.

    Высокая температура сгорания воздушно-масляной смеси в верхней камере обеспечивает более высокую скорость нагрева, чем в котлах заводского производства. Водяной котел на отработанном масле нагревает воду до 60°C в 2 раза быстрее. А стоимость нагрева уменьшается в 20 раз по сравнению с электрическими бойлерами.

    Отопительные приборы

    Отопительные котлы изначально создаются для включения в систему водяного обогрева. Здесь особое внимание уделяется системам безопасности. Печи оборудуются дополнительными устройствами дожига и фильтрации.

    Несмотря на высокий уровень безопасности, отопительные котлы на масле следует размещать в специально оборудованных помещениях.

    Нагрев теплоносителя обеспечивает теплообменник, установленный в верхней камере сгорания. Он может иметь вид трубчатого контура или стальной рубашки, охватывающей зону горения. Движение жидкости в системе обеспечивает электрический насос.

    Температуру нагрева можно регулировать с помощью уменьшения пламени в камере сгорания. Достигается такая регулировка установкой небольшой турбины, нагнетающей воздух в топку.

    Этот процесс может быть автоматизирован — для этого лишь нужно установить термостат.

    Изготовление котла своими руками

    Под жидкое горючее можно переделать любую твердотопливную или газовую печь. Но для самостоятельного изготовления лучше выбрать чертеж котла на отработке с водяным контуром с пламенной чашей.

    Самодельный котел имеет небольшие размеры, но при этом обеспечивает 15 кВт тепловой мощности. В час он расходует не более 1,5 л отработки в час. Воздух в камеру сгорания нагнетается с помощью небольшой турбины, поэтому нужно будет озаботиться подведением электричества к агрегату. Горючее поступает в зону сгорания порциями из отдельного бака, оснащенного вентилем. Последний может служить регулятором нагрева.

    Для улучшения дожига в центральной трубе имеется большое количество отверстий и горизонтальных прорезей. Дым от сгорания топлива уходит через дымоход, закрепленный на выходе из камеры сгорания.

    Необходимые инструменты и материалы

    Нужно заранее приготовить емкость, из которой будет изготовлен корпус. Лучше всего для этого подходит газовый баллон. Нужно выбирать экземпляр объемом от 50 л.

    Также понадобятся следующие материалы:

    1. Стальная труба Ø 100 мм с толщиной стенок не меньше 2 мм. Она нужна для дымохода.
    2. Металлический лист в половину сантиметра. С его помощью камера сгорания будет отделена от зоны испарения.
    3. Железная труба Ø 100 мм с толщиной стенок 6 мм. Она пойдет на изготовление горелки.
    4. Тормозной диск от машины. Его диаметр должен быть не меньше 20 см.
    5. Муфта для соединения труб.
    6. Шаровый кран на полдюйма
    7. Топливный шланг.
    8. Бак для хранения топлива.
    9. Заготовки для ножек.
    10. Патрубки.

    После сборки устройства его нужно будет защитить от коррозии. Для этого дополнительно следует приобрести необходимую химию и эмаль.

    Что касается инструментов, то в первую очередь понадобится аппарат для сварки. Лучше всего использовать инвертор, так как он позволяет делать качественные сварные швы. Также пригодятся: дрель, УШМ с набором дисков, сверла, плашки для резьбы, ключи, электрический наждак.

    Работать с металлом придется много. Для ускорения работы нужно приготовить емкость с водой для быстрого охлаждения инструментов.

    Порядок сборки

    Прежде чем приступать к работе с баллоном, его нужно полностью освободить от остатков газа. Делается это простым сворачиванием вентиля и переворачиванием емкости для удаления конденсата. После промывки баллона можно приступать к сборке котла:

    1. В баллоне прорезаются 2 проема один над другим. Между ними оставляется перемычка шириной в 50 мм. Верхнее окно больше нижнего в 2 раза.
    2. К краям кусков, оставшихся после выпиливания проемов, привариваются петли и защелки. Это будут дверцы проемов.
    3. Из листа металла толщиной в 5 мм вырезается диск по диаметру баллона. В центре полученной детали делается отверстие под трубу Ø 100 мм. Диск подгоняется по месту в баллоне.
    4. Отрезается кусок трубы с толстыми стенками длиной в 200 мм. В нем насверливаются отверстия Ø12 мм с шагом не более 40 мм. Причем перфорация должна занимать лишь половину заготовки.
    5. По центру полученной горелки приваривается ранее заготовленный диск. Он должен размещаться над отверстиями.

    Создайте котел своими руками

    1. Перегородка с горелкой вставляется в баллон и приваривается к перегородке между проемами.
    2. Чаша испарителя собирается из тормозного диска. Имеющиеся в нем отверстия заваривается с использованием металлического диска.
    3. Делается крышка для чаши с отверстием под горелку. К его краям приваривается муфта из стальной трубы.
    4. Из двух листов металла вокруг баллона наваривается корпус водяной рубашки. В верхней и нижней части кожуха вырезаются отверстия для последующего крепления патрубков подачи и отвода воды.
    5. Сверху почти готовый котел закрывается крышкой с врезанной трубой для дымохода.
    6. В боковую стенку баллона на уровне нижней камеры врезается трубка для горючего. Ее кончик должен располагаться точно над окном подачи топлива в чашу.
    7. Бачок с горючим прикрепляется через шаровой кран.

    После завершения сборочных работ нужно проверить работоспособность агрегата. Делать это лучше до постановки в отопительную систему. Для проверки через шаровой кран в нижнюю топку заливается отработанное масло. Сверху добавляется немного керосина и поджигается. Если все нормально, то можно врезать котел в систему отопления.

    Как устроен котел на отработанном масле с водяным контуром – изготовление своими руками и эксплуатация

    Печи для сжигания переработанного масла были разработаны еще в начале прошлого века. В настоящее время они применяются не только для утилизации отходов производства, но и позволяют обогревать небольшие подсобные и прочие хозяйственные помещения, а также дачные домики. В данной статье речь пойдет о принципах работы отопления от котла на отработанном масле с водяным контуром, а также о том, как соорудить такой агрегат своими руками.

    Стоит отметить, что отработанное масло стоит очень дешево, а в некоторых случаях его можно забрать бесплатно при условии самовывоза, так как станциям техобслуживания, ресторанам или ремонтным мастерским невыгодно утилизировать отходы самостоятельно. Поэтому данный вид отопления считается экономически выгодным для потребителя.

    Как работает котел на отработке

    Принцип работы твердотопливного котла на отработке заключается в сжигании масла – процесс похож на работу паяльной лампы, то есть топливо при сгорании преобразуется в газ, а воздух для поддержания пламени втягивается форсункой.

    Выделим несколько особенностей работы котла на отработке:

    • конструкцией предусмотрены два резервуара, расположенные друг над другом;
    • для сопряжения емкостей служит труба, по которой движется воздух;
    • в нижнюю емкость заливают отработанное масло;
    • нагреваясь, масло испаряется и перемещается в горелку;
    • при доступе воздуха пары воспламеняются;
    • смесь горящих газов с кислородом перемещается в верхнюю емкость, где сгорает окончательно, а отходы эвакуируются в дымовую трубу.

    Достоинства

    Как уже отмечалось, главное достоинство котлов данного типа состоит в доступности и низкой стоимости топлива. Иногда его можно достать совершенно бесплатно.

    Однако у таких аппаратов есть и другие достоинства:

    • небольшие размеры;
    • долгий срок службы;
    • надежность;
    • работа без подключения к электросети;
    • возможность самостоятельной сборки;
    • использование в системе отопления с водяным контуром;
    • высокая скорость прогрева воды для отопления и бытовых нужд.

    Котлы на отработке отличаются экологической безопасностью, поскольку в результате работы топливо сгорает полностью, не образуя отходов, вредных газов, копоти или дыма. Отопление на отработанном масле – экономичный способ обогрева помещений.

    Благодаря эффективному сгоранию масла, в помещении создается комфортная температура. Кроме того, при обустройстве варочной панели на верхней части котла, можно готовить пищу или разогреть воду для чая.

    Безопасность таких печей стоит отметить отдельно. Масло горит только внутри котла, а при утечке оно сразу же тухнет, так что риск пожара сведен к минимуму.

    Недостатки

    Как и у любого оборудования, котлы на отработке имеют и некоторые отрицательные стороны:

    • котел нуждается в регулярной чистке в силу характера используемого сырья;
    • по той же причине в котельной будет довольно грязно – уборка вряд ли поможет надолго;
    • эксплуатация таких котлов не регламентируется никакими законными актами;
    • поскольку речь идет о горении, полностью исключить опасность невозможно – особенно, если во время работы открыть заслонку котла.

    Описанные недостатки не являются слишком уж критичными, поэтому при грамотной эксплуатации такие установки вполне имеют право на жизнь.

    Продукция промышленного производства

    Хотя по готовым чертежам котел на отработке своими руками сделать совсем не сложно, все же такие изделия выпускают и промышленные предприятия.

    Подобное оборудование рекомендуется использовать для отопления таких помещений:

    • загоны для животных;
    • складские помещения и гаражи;
    • производственные цеха и технологические линии;
    • зимние сады и оранжереи;
    • городские и частные бани;
    • загородные домики.

    Примечательно, что оборудование отопительного котла водяным контуром позволит использовать его более эффективно и обогревать большую площадь.

    Среди наиболее известных марок котлов на отработке от промышленных производителей можно назвать несколько:

    1. Котел Kroll SKE 100 F, производство Германия. Универсальный агрегат, способный работать на любом виде отработки, в том числе, растительном масле, а также на дизельном топливе.
    2. Модель Kroll W401-L, производство Германия. Для этого прибора также подходит любой вид отходов. При этом не нужен дополнительный монтаж горелки.
    3. Финский котел DanVex B-30 и В-220 с одноступенчатой горелкой. Перерабатывает дизельное топливо, любой вид отработки и даже традиционное топливо для печей.
    4. Модель Тепламос НТ-320 и НТ-370, производства России, способны работать на любом жидком горючем, в том числе, керосине и дизтопливе.

    В любом случае, такой котел можно собрать самостоятельно, и даже подключить к нему водяной контур.

    Изготовление котла на отработке своими руками

    Если вы все-таки решите собирать котел на отработанном масле своими руками – чертежи позволят разобраться в его строении и подготовить нужное количество материала.

    В процессе работы вам понадобится:

    • листовой металл – для емкостей можно взять листы толщиной 4 мм, а крышку сделать из металла 6 мм толщины;
    • дымовая труба сечением 100 мм;
    • подставки или уголки для ножек;
    • болгарка с кругом по металлу;
    • сварочный аппарат и электроды к нему;
    • дрель и сверла по металлу.

    Как вариант, чтобы не варить топку специально, можно взять старый газовый баллон подходящего размера или даже использованный компрессор от холодильника.

    Технология работ

    Когда все инструменты и материалы готовы, можно браться за работу. Не забывайте сверяться со схемой котла на отработке во время работы, чтобы не ошибиться, и правильно собрать установку и подключить к ней водяной контур.

    Собираем нижний бак таким образом:

    • из листа металла изготавливаем емкость – вырезаем детали и свариваем их воедино;
    • для ножек нарезаем уголок длиной в 20-25 см;
    • привариваем уголки к нижней поверхности топочной емкости;
    • из более толстого железа вырезаем заготовку для крышки;
    • в заготовке просверливаем отверстие для заливки топлива и подачи воздуха.

    Обратите внимание, что для отверстия в крышке необходима заслонка, которая позволит регулировать подачу воздуха в топливную камеру, контролировать интенсивность горения и теплоотдачу.

    Теперь, сверяясь с чертежами, котел на отработке с водяным контуром нужно собрать воедино. На нижнюю емкость монтируем крышку – проследите, чтобы она плотно прилегала к баку, без зазоров и щелей.

    Далее приступаем к монтажу горелки, т.е. трубы, соединяющей две емкости между собой.

    Параметры трубы для горелки:

    • сечение не менее 100 мм;
    • длина – от 35 см.

    В трубе по всей длине нужно просверлить около 50 отверстий сечением 9 мм.

    Для создания верхнего бака технология будет выглядеть так же, как и нижнего:

    • корпус емкости изготавливаем из листового железа 4 мм толщины;
    • для крышки берем листы толщиной 6 мм;
    • на поверхности крышки рядом с местом последующего монтажа дымохода привариваем специальную перегородку;
    • готовую емкость стыкуем с трубкой горелки;
    • в конце монтируем крышку и дымовую трубу.

    Особенно тщательно в процессе сборки котла на отработанном масле по чертежам нужно отнестись к сборке и установке дымохода, ведь он будет выводить наружу продукты горения.

    Технология в данном случае такова:

    • для трубы используем жаропрочную сталь;
    • поскольку в самой верхней части дымохода температура горячих газов будет уже не столь высокой, этот участок можно изготовить из оцинкованной стали или жести;
    • желательно, чтобы длина дымовой трубы составляла 5 метров или чуть более;
    • часть дымовой трубы лучше всего расположить под наклоном, чтобы она эффективнее отдавала тепло;
    • на последнем отрезке дымоход должен быть расположен только вертикально;
    • чтобы избежать попадания осадков в дымоход, на него надевают специальный козырек.

    Проверка печи перед эксплуатацией

    Прежде чем устанавливать собранный своими руками котел на отработанном масле в помещении, нужно проверить его работоспособность на открытом воздухе.

    • заливаем в топливную камеру около 2 л отработки;
    • немного бумаги сворачиваем в трубочку и поджигаем;
    • бумагу можно пропитать специальным составом для костров, чтобы она лучше горела;
    • в нижний резервуар опускаем подожженную бумагу;
    • закрываем заслонку, оставив небольшой зазор;
    • с помощью заслонки регулируем подачу воздуха так, чтобы пламя было устойчивым;
    • отдавать тепло котел начнет спустя 5-7 минут.

    Если нужно срочно потушить установку, но масло еще не прогорело, воспользуйтесь огнетушителем – вода в данном случае не подойдет.

    После пробного запуска, если установка функционирует должным образом, можно перейти к ее установке в помещении.

    Выбор места для котла на отработке выполняется с учетом таких моментов:

    • возможность свободного доступа к установке;
    • отсутствие в пределах досягаемости котла легко воспламеняющихся материалов;
    • малая проходимость места – желательно, в углу с отступом от стен не менее 50 см;
    • наличие качественной и исправной вентиляции.

    Для прогрева больших помещений к котлу подключают контур водяного отопления. В этом случае в установке в верхней ее части должен быть распределительный бачок с двумя выходами в систему отопления – верхний (исходящий) и нижний (обратный).

    По исходящему каналу нагретая вода будет попадать в отопительный контур, а по обратному – уже остывший теплоноситель поступает обратно в бак для нагрева.

    Водяной трубопровод, в случае необходимости оборудованный радиаторами, разводят по всему помещению.

    Техника безопасности

    Добиться эффективной работы и безопасности во время эксплуатации собранного самостоятельно котла можно только в случае соблюдения следующих условий:

    • строгое соответствие размеров установки с указанными параметрами в чертежах;
    • соблюдение рекомендаций и нормативов;
    • устойчивое положение установки и герметичность ее составных элементов.

    Варианты горючего

    Описываемый котел способен функционировать на любой отработке – трансформаторном и амортизационном, растительном масле и прочих вариантах. Единственное условие – чтобы в составе горючего не было примесей воды.

    Чтобы улучшить качество горения, в состав отработки можно добавлять прочие вещества, например:

    • мазут;
    • керосин;
    • вещество для розжига костров или мангалов.

    А вот легковоспламеняющиеся вещества, такие как бензин, спирт или другие, в таких котлах применять нельзя ни в коем случае.

    Кроме того, если котел еще горит, доливать в него топливо нельзя. Сделать это можно будет только после выгорания предыдущей партии и остывания установки.

    Порядок обслуживания

    От качества и регулярности выполнения технического обслуживания котла на отработке зависит его эффективность, уровень теплоотдачи и безопасность эксплуатации. Такой котел нуждается в регулярной чистке, которую удобнее проводить, если установку можно разобрать. Поэтому такую возможность стоит предусмотреть в процессе изготовления.

    Для того чтобы почистить котел, нужно:

    • снять дымовую трубу;
    • взять любую емкость;
    • поместить в нее трубу;
    • слегка постучать трубой по дну емкости;
    • утилизировать высыпавшуюся из дымохода сажу.

    Внешнюю часть дымохода можно чистить средствами бытовой химии.

    Итоги

    Отопительный котел, который способен работать на отходах промышленности, то есть на отработанных маслянистых жидкостях, по внешнему виду не может претендовать на красоту. Однако его эффективность и экономичность компенсируют некоторые недостатки.

    А при условии грамотной сборки с соблюдением наших рекомендаций и технических требований, можно получить надежную установку, не затрачивая на ее сборку много средств. К тому же, топливо для растопки всегда можно приобрести дешево.


    Читайте также:  Котлы отопления на жидком топливе: объективно о расходе топлива
    Ссылка на основную публикацию