Котлы отопления на отработанном масле: схема самодельного парового отопления отработанным маслом своими руками, система на

Котлы отопления на отработанном масле – принцип работы, схема установки своими руками

На отечественном рынке представлено огромное разнообразие отопительного оборудования. Здесь вниманию покупателей предлагают теплоагрегаты, работающие на разном виде топлива, в том числе котлы отопления на отработанном масле. Увидеть, как они выглядят, можно на фото. Основное их назначение – обогрев не только жилых помещений, но и небольших по площади офисов и производственных помещений.

В зависимости от задач, которые с их помощью предстоит решать, отопительные котлы на отработанном масле функционируют на основе различных технологий и с применением разного вида топлива:

  • котлы отопления на отработанном масле работают на отходах, образовавшихся в результате осуществления транспортных перевозок, и являются идеальным решением при необходимости обогрева станции технического обслуживания автомобилей. Кроме этого система отопления на отработанном масле работает и на дизельном топливе;
  • стабильный спрос имеют источники тепловой энергии на природном газе;
  • электрические теплоагрегаты.

Газовые и электрические приборы уже давно используются для бытовых целей, а вот масляное отопление дома встречается редко.

Котлы отопления на отработанном масле

Отработанное масло отличают в зависимости от его назначения и использования.

  • гидравлическим;
  • трансформаторным;
  • трансмиссионным;
  • растительного происхождения.

Согласно расчетам, в свое время выполненным специалистами, от применения данного вида отходов для нужд теплоснабжения экономический эффект получается немаленький.

Покупая отопительный котел на отработанном масле, обязательно следует интересоваться сертификатом качества на продукцию. Также не помешает приобрести еще одну (запасную) горелку, поскольку она часто приходит в негодность. В случае поломки в холодное время года она не будет лишней.

Отопление отработанным маслом

Котлы отопления на отработанном масле использовать можно в системах отоплениях как небольших домов и построек, так и многоэтажных зданий. Эти приборы обеспечивают людей не только горячим теплоносителем, и но подогревают воду для бытовых потребностей (прочитайте также: “Делаем отопление на отработке своими руками”).

Источники теплоты, обеспечивающие отопление отработанным маслом, отличаются большой производительностью. Они помогают сберечь природные запасы топлива, добываемые с вредом для окружающей природы и экологической обстановки. Такое оборудование для обустройства теплоснабжения способно значительно уменьшить расходы на отопление.

Элементы, из которых состоит схема котла на отработанном масле, являются универсальными и подходят для других агрегатов. Например, горелки, используемые в газовых водонагревательных приборах, используют для жидкотопливных устройств. Читайте также: “Как сделать котел на отработке своими руками – пошаговое руководство”.

Котел на отработке для обогрева автосервиса

Примером такого оборудования может служить продукция «Energy logic» для теплоснабжения автосервисов. Идея сделать такой теплоагрегат возникла у проектировщиков в результате того, что на СТО скапливаются значительные объемы отработанных автомобилями масел, их еще называют «отработкой». Кроме экономии на отоплении, преимуществом данного оборудования является то, что агрегат не наносит вред окружающей среде. Читайте также: “Как устроен котел на отработанном масле с водяным контуром – изготовление своими руками и эксплуатация”.

Самодельные котлы на отработанном масле относятся к простым вариантам организации теплоснабжения, где отсутствует возможность смонтировать радиаторы отопления и проложить трубопровод. В таком случае прибор можно поставить в наиболее удобном месте.

Чтобы сделать отопление на отработанном масле своими руками, необходимо выполнить следующие действия:

  • подготовить емкость, в которой будет храниться топливо;
  • смонтировать дымоход;
  • выставить требуемую температуру путем настройки термостата;
  • подвести топливную линию.

Печь на отработке масла

Для самостоятельной установки теплоагрегата специальные знания не требуются, поскольку все предварительные настройки выполняются на заводе-производителе, а ответы на все вопросы покупатели могут найти в инструкции, прилагаемой в комплекте к отопительному котлу (прочитайте также: “Самодельные отопительные печи на отработанном масле – делаем своими руками”).

Выбор модели прибора с соответствующими параметрами зависит исключительно от характеристики помещения, потребностей в обогреве, пожеланий потребителя и его финансовых возможностей. Читайте также: “Как сделать самодельную печь на отработке своими руками”.

Частые заблуждения об отопительных котлах на отработанном масле

Существует ряд заблуждений относительно оборудования, функционирующего на отработке:

  1. Бытует мнение, что отработанное масло непригодно для использования и его следует утилизировать, что абсолютно неверно.
  2. Отработку сложно найти. Но в действительности масло сливают при проведении ремонта железнодорожного и автомобильного транспорта, в деревообрабатывающей, швейной и других сферах промышленности. Его немало в заведениях общественного питания – ресторанах, кафе и фаст-фудах.
  3. Также можно услышать, что самодельный котел на отработанном масле в процессе работы выделяет вредные вещества в большом количестве. Но современные теплоагрегаты образуют выбросы, но их количество в несколько раз меньше, чем у автомобилей.
  4. Паровое отопление на отработанном масле можно рассматривать в качестве одного из возможных вариантов отопления отдельно стоящих СТО или гаражей. Подобные помещения не относятся к жилым. Это также заблуждение. Читайте также: “Схема парового отопления – разбираемся в принципе работы и устройстве системы”.
  5. Говорят, что ГСМ нужно перерабатывать, а не сжигать. Но при переработке «отходов» выделяется больше вредных соединений, чем при их сгорании в теплогенераторе.

На видео пример котлов отопления на отработанном масле:


Котел на отработанном масле своими руками: изготовление самодельного котла на отработке

Одним из наиболее дешевых видов топлива из тех, что используются для работы отопительных котлов, является отработанное масло. Оно может быть любым: синтетическим или натуральным. Подойдет масло, слитое с кулинарных агрегатов, автомобилей или тепловозов.

В любом случае при сгорании оно даст большое количество тепла. Поэтому собрать котел на отработанном масле своими руками очень выгодно. Особенно, если нужно обогреть подсобное помещение или гараж.

Мы расскажем, как устроен и работает отопительный прибор, каковы конструктивные нюансы самодельного агрегата, а также опишем пошаговый процесс сборки котла и особенности его эксплуатации.

Отопление на отработке: выгодно или нет?

Система отопления на отработанном масле пользуется большим спросом. И это не случайно, ведь она имеет много преимуществ. Прежде всего, это доступная стоимость приборов и эксплуатации.

Учитывая, что цена топлива для такого котла очень низкая, он окупит себя в первый же отопительный сезон. Кроме того, если не покупать оборудование, а собрать его своими руками, оно обойдется еще дешевле.

Правильно настроенный котел полностью сжигает отработанное масло. Токсичные продукты сгорания не образуются, поэтому такое устройство безопасно для окружающей среды. Конструкция прибора очень проста, для нее используется минимум деталей. Таким образом, риск выхода устройства из строя снижается и надежность его увеличивается.

Котел быстро разогревается и поднимает температуру в помещении, чему способствует принудительная конвекция.

Есть у устройства и недостатки:

  • Быстрое выгорание кислорода в комнате, где смонтирован прибор, сто требует обустройства эффективной вентиляционной системы.
  • Необходимость регулярной чистки. Котлы на отработке быстро загрязняются, в связи с чем их обслуживание требуется проводить чаще.

Для работы оборудования может быть использовано любое отработанное масло или смесь нескольких масел.

Разнородность используемого сырья и высокая вероятность наличия в нем самых разных примесей требует наличия специального фильтра. Он ставится на участке подачи масла в котел. В процессе работы фильтр достаточно быстро загрязняется, поэтому менять его придется часто.

Котел на отработке: какие они бывают

Производители выпускают отопительные котлы на жидком топливе трех видов. Воздухонагреватели повышают температуру в помещении за счет прямого разогрева воздуха. Такие устройства отличаются высокой производительностью и способны длительное время поддерживать температуру даже в значительных по площади помещениях.

Резервуар с топливом у таких приборов обычно располагается на полу, а сам воздухонагреватель может быть закреплен на потолке или на стене.

Котлы предназначаются для разогрева теплоносителя, обычно воды.

Различают два типа оборудования:

  • двухконтурные – способны подогревать воду для бытовых нужд и разогревать теплоноситель;
  • одноконтурные – «отвечают» только за отопление.

Автоматические теплогенераторы относятся к водогрейным котлам. Они оснащены системой автоматики, контролирующей работу прибора.

Автоматика для котлов на отработке может выполнять разные функции. Это может быть контроль над температурой воздуха в обогреваемом помещении, контроль разогрева теплоносителя и др.

Котлы на отработке с автоматикой или без нее выполняются исключительно в напольном варианте. Стоимость их значительно отличается в зависимости от функционала. Однако в любом случае она достаточно велика, поэтому домашние умельцы собирают такие приборы своими руками.

Как работает отопительный прибор

Конструкция котла предельно проста. Он включает две камеры-отсека: испарительную и сгорания. В первой происходит процесс подготовки масла к горению, во второй оно сгорает.

Все происходит следующим образом. Из резервуара с отработкой насос подает отработанное масло в испарительную камеру, которая находится в нижней части устройства. Здесь поддерживается температура, достаточная для того, чтобы отработка нагрелась и начала испаряться.

Масляный пар поднимается в верхнюю часть корпуса, где находится камера сгорания. Она оборудуется воздуховодом, представляющим собой трубу с отверстиями. При помощи вентилятора воздух подается по воздуховоду и смешивается с парами масла.

Масляно-воздушная смесь сгорает почти без остатка – полученное тепло разогревает теплообменник, продукты сгорания направляются в дымоотвод.

Предварительный нагрев масла – обязательная часть процесса. Нужно понимать, что отработка содержит большое количество примесей и токсичных веществ. Все это раскладывается на простые углеводы, которые впоследствии сжигаются.

После чего образуются водяные пары, углекислый газ и азот- полностью безвредные элементы. Однако такой результат возможен только при условии соблюдения определенных температурных условий.

Полное окисление или сгорание углеводородов происходит только при температуре +600°С. Если она ниже или выше на 150-200°С, то в процессе сгорания образуется большое количество самых разных токсичных веществ. Они небезопасны для человека, поэтому температура сгорания должна быть точно соблюдена.

Конструктивные тонкости самодельного оборудования

Важнейшей составляющей технологии сгорания считается предварительный разогрев масла. Это дает возможность разложить «тяжелое» топливо на более легкие составляющие. Грамотно подобранные параметры, позволяют получить почти бездымное и полное сгорание отработанного масла.

Домашние умельцы считают, что проще всего добиться такого результата, если использовать толстостенную раскаленную чашу из металла, в которую каплями подается отработка.

Когда масло касается раскаленного металла, оно сразу же превращается в пары, которые направляются в камеру сгорания. Для лучшего горения их нужно смешать с воздухом. С этой целью используют воздуховод.

В его устье устанавливается крыльчатка, чтобы создавать завихрение потока, необходимое для достаточно длительного пребывания масляно-воздушной смеси в камере сгорания. Только в этом случае поданное в чашу топливо сгорит полностью.

Определенную сложность в процессе активизации работы отопительного прибора представляет разогрев испарительной чаши.

Самый простой способ его осуществления – положить внутрь резервуара пропитанный любым горючим составом фитиль. После чего налить на дно чаши немного бензина или солярки и поджечь. После того, как металл раскалится до нужной температуры, начинают подачу масла. Это максимально простой, но довольно опасный способ.

Еще один сложный в реализации момент – подача масла. В интернете и других открытых источниках можно найти множество примеров функционирующих на отработанном масле котлов, где подача отработки осуществляется струйно.

Да, такая система работоспособна, но она крайне опасна для пользователя. Масло, подающееся струей, не успевает сгорать. Образуется большое количество токсичных веществ, которые могут попасть в помещение. А это очень опасно.

Для эффективного бездымного горения отработки требуется организовать капельную подачу масла. Это достаточно сложно, но вполне решаемо. Оптимальный, по мнению домашних мастеров, способ капельной подачи следующий.

Нужно взять шланг, который будет работать как маслопровод. С одного конца на нем обязательно закрепляется фильтр для очистки подающейся отработки от примесей и загрязнений.

Это должен быть фильтр автомобильный масляный полной фильтрации. Последнее очень важно. Не частичной, а именно полной. Нужно быть готовым к тому, что менять его придется часто. В среднем один раз в 30 дней, а то и чаще. Все будет зависеть от качества используемого топлива.

Некоторая сложность может возникнуть в процессе крепления узла. Он оснащен резьбой, с помощью которой фиксируется в автомобиле.

Можно поступить следующим образом. Следует подыскать небольшой фрагмент маслостойкого шланга, диаметр которого будет совпадать с сечением резьбы, и надеть его на фильтр. С маслопроводом получившийся узел соединяют посредством штуцера.

Очень важно, чтобы в подающем масло шланге не скапливалось его излишка, иначе капельная подача будет невозможна.

Как вариант можно подобрать насос такой мощности, чтобы он выдавал только требуемое количество отработки. Но это очень сложно. Более простой вариант используется в котлах промышленной сборки. Это простая конструкция из тройников, штуцера и ниппеля.

С ее помощью можно легко отрегулировать подачу нужного количества масла. Излишки будут возвращаться в резервуар с топливом.

Последний элемент системы капельной подачи – фрагмент медицинской капельницы. Нужно взять участок с колесиком-регулятором. Элемент позволит контролировать скорость и частоту подачи топлива в чашу. Фрагмент капельницы надежно фиксируется на штуцере.

Оптимально, чтобы отработка не чадила и устойчиво горела. Это возможно только в том случае, если масло обладает нормальной текучестью. Для этого его температура должна находиться в пределах 10-20°С.

Нужно знать, что при каждом изменении состава отработки или ее температуры придется заново подбирать частоту и скорость капельной подачи масла. Подавать топливо непосредственно от капельницы к камере сгорания не получится. Его направляют в воронку, соединенную с трубой, подающей топливо в чашу.

Конструкция котла может быть разной. Он может быть подключен к трубам отопительной системы. Обязательное условие в этом случае – монтаж насоса для обеспечения эффективной циркуляции теплоносителя.

Если вокруг прибора обустроить, так называемую, водяную рубашку, то он будет нагревать воду. Если водяной контур только один – котел будет обслуживать только отопление. Если контуров два – будет обеспечиваться еще и подача горячей воды.

Еще один вариант – встроенный теплообменник в виде буквы U. Он помещается в верхнюю часть топочной части и соединяется с выносным резервуаром, в котором будет находиться горячая вода. Альтернативный вариант – размещение теплообменника на дымовой трубе.

Котел на отработке может быть пиролизным. Его основная особенность – возможность длительной работы на одной закладке топлива. Конструктивно такая модель будет отличаться наличием камеры дожига.

Здесь проходит окончательное сгорание всех химических элементов, входящих в состав отработанного масла. За счет наличия камеры дожига время работы пиролизного котла на одной порции масла значительно увеличивается.

Как самостоятельно изготовить котел

Для изготовления отопительного прибора нам понадобятся следующие материалы и инструменты. Готовим сталь листовую толщиной минимум 4 мм, арматуру сечением 10 или 8 мм, трубу для воздуховода, тройники, сгоны и полудюймовые углы для горелки, переходники из стали, компрессор, расширительный бачок и насос.

Кроме того, понадобится сварочное оборудование, термостойкий герметик, асбестовое полотно и болгарка.

Рассмотрим процесс изготовления самого простого самодельного котла на отработке. Собственно устройство может иметь разные формы. В связи с этим для облегчения работы можно взять не листовую сталь, а отрезок трубы большого сечения с толстыми стенками.

Читайте также:  Отопление дома электричеством — самый экономный способ

Например, работоспособный прибор, легко обогревающий стандартный по размерам гараж, получается из двух фрагментов трубы. Один сечением 0,5 м, второй – 0,2 м.

Кроме них понадобятся еще две металлических пластины толщиной минимум 3 мм, вырезанные в форме круга. Если нужен более мощный отопительный прибор, то подбирают или изготавливают из листовой стали детали нужных размеров.

Теперь можно переходить к сборке. Начинаем с подготовки корпуса. Он будет выполнен из трубы большего сечения. Обрезаем ее болгаркой так, чтобы получился фрагмент высотой порядка метра.

Трубу меньшего сечения тоже обрезаем. Так, чтобы получился фрагмент высотой 20 см. Теперь готовим пластины, которые будут функционировать как дно и крышка корпуса.

В одной из них выполняем отверстие, соответствующее по размерам дымоходу. Это будет крышка корпуса. В другой вырезаем отверстие под соединение с фрагментом малой трубы. Это будет дно конструкции.

Привариваем к нему цилиндр, вырезанный из трубы меньшего диаметра. Его дно закрываем еще одной круглой пластиной. Собираем корпус, накрывая его пластинами с двух сторон. Соединяем детали, обвариваем их по кругу.

К дну корпуса крепим ножки, сделанные из арматурных прутков. Сверлим в трубе вентиляционные отверстия. Мы получили котел цилиндрической формы, в нижней части корпуса которого располагается небольшой резервуар.

Теперь нужно обустроить дверцу. Вырезаем ее в нижней части цилиндра с помощью болгарки. На верхнюю часть корпуса ставим и закрепляем дымоход. Простейший вариант котла готов.

Чтобы его разжечь, нужно будет налить немного отработки в нижнюю емкость и поджечь ее фитильком из горящей бумаги. Это самый простой из всех известных вариантов. Можно собрать более сложную, а значит и более эффективную конструкцию.

Собственно принципиальная схема любого топливного прибора на отработке представляет собой два короба из прочного металла, соединенных между собой воздуховодом в виде перфорированной трубы.

Нижний короб оборудуется отверстием, через которое масло заливается в испарительную камеру, напротив него обычно располагается заслонка. Верхний короб оборудуется отверстием, в которое вставляется дымоотводная труба.

Такую схему очень просто дополнить самыми разными узлами: подающим масло насосом, капельной подачей отработки, воздушным компрессором или подключить к котлу расходный резервуар с топливом.

Можно так же подключить водяной контур. Но в этом случае потребуется обустройство эффективной горелки, которая сможет осуществить максимально равномерный подогрев теплоносителя.

Рассмотрим процесс изготовления такой горелки. Собственно ее форма может быть произвольной, однако нужно помнить, что зона смешивания всегда должна находиться только выше зоны горения.

Только в этом случае неиспользованная отработка сможет возвращаться в резервуар. Для изготовления корпуса горелки берем полудюймовые уголки и соединяем их при помощи тройников и сгонов.

Для маслопровода, подающего отработку, дополнительно понадобятся переходники для штуцера. Все резьбовые соединения перед закручиванием хорошо промазываем термостойким герметиком. Для крышки горелки используем листовую сталь. Толщина листа минимум 3 мм.

Вырезаем из нее деталь, соответствующую размерам гнезда на котле. После того, как мы собрали горелку осталось правильно ее установить. Для этого подготовим две стальных пластины, одна должна быть немного меньше другой, гайки, болты и асбестовое полотно. Полудюймовые трубочки и внутреннюю поверхность переходника нужно закрыть асбестом. Полотно обязательно закрепляем.

Наклеиваем его силикатным герметиком в два слоя, на трубках фиксируем асбест стальной проволокой. Теперь берем горелку и вставляем ее в корпус, при необходимости подгоняем к установочном у гнезду.

После того, как горелка «встала» на место, меньшую по размеру пластину устанавливаем в гнездо и накрываем несколькими слоями асбестового полотна. Оптимально, если их будет четыре или пять.

Большую пластину используем как закрепляющую накладку. Сверлим в ней несколько отверстий под крепежи, после чего укладываем поверх асбеста и скручиваем болтами обе пластины.

Надо понимать, что получившееся соединение должно быть максимально плотным, если это не так, элементы горелки могут сдвинуться с места в процессе эксплуатации. Для поджига такой горелки используется стандартная свеча накаливания, которая применяется в дизельных двигателях.

В упрощенном варианте котел на отработке представляет собой печку, к которой подключается теплообменник или бак для нагрева теплоносителя. С процессом изготовления самодельной печки ознакомит следующая подборка фото:

Как сделать котел на отработанном масле

Отопительный котел эффективнее печки и удобнее в эксплуатации, ведь через радиаторную сеть он обогревает весь дом, а не 2—3 комнаты. Второй положительный момент: теплогенератор на отработанном масле выносится в отдельное помещение топочной вместе со всеми неприятными запахами, сопровождающими данный вид отопления. Предлагаем рассмотреть пошагово, как сделать котел на отработке своими руками из газового баллона или стальной трубы.

Конструкция и чертежи отопителя

Мастера, занимающиеся изготовлением котлов на отработанном масле, применяют на практике 3 способа сжигания отработки:

  • поверхностное горение с пиролизным дожиганием в перфорированной трубе и вторичной камере;
  • использование горелок Бабингтона и других самодельных конструкций;
  • сжигание в пламенной чаше, подача топлива организована капельным методом, воздух нагнетается принудительно.

Способы сжигания отработанных масел в самодельных обогревателях – пиролизное горение, пламенная чаша, горелочное устройство Бабингтона

Первый вариант реализован в знаменитой гаражной печке, состоящей из 2 камер, соединенных вертикальной перфорированной трубой. Второй метод мы подробно описали в соответствующей публикации – изготавливается горелка Бабингтона и встраивается внутрь корпуса стального котла, ранее работавшего на дровах.

Мы предлагаем остановиться на третьем варианте – печи-капельнице, переделав ее в двухоборотный (правильное название — двухходовой) водяной котел. Ниже на чертеже представлена базовая версия данной печки, изготовленная из трубы Ø219 мм. Почему новичкам рекомендуется взять за основу капельный принцип работы отопительного агрегата:

  1. Устройство масляных горелок довольно сложное. Для сборки требуется некоторый опыт и финансовые вложения (например, для «Бабингтона» придется купить компрессор).
  2. Отопители поверхностного горения пожароопасны (стреляют пламенем при попадании воды в топливо). Оснастить чудо-печку водяной рубашкой – задача непростая.
  3. Расход топлива при поверхностном сжигании непомерно велик – до 2 литров отработки за 1 час.
  4. По отзывам на форумах, капельницы надежны и способны работать без автоматики (правда, хозяину придется уделять котлу некоторое время, чтобы приноровиться к ручному управлению). Агрегат относительно прост в изготовлении.

Печь-капельница — прототип двухходового водогрейного котла для сжигания жидких видов топлива

Примечание. Как самостоятельно сделать капельную печку на отработанном масле, мы подробно рассмотрели в отдельной пошаговой инструкции. Если вас интересуют другие разновидности самодельных обогревателей на жидком топливе, пройдите на авторитетный тематический форум termoportal.ru.

Схема жидкотопливного котла

Представленную на чертеже схему капельницы нужно переделать, поскольку вместе с жаротрубным теплообменником конструкция не поместится внутрь газового баллона — придется искать большую трубу диаметром 400 мм. Габариты теплогенератора можно уменьшить без потери мощности (15—20 кВт) следующим образом:

  • дожигатель смастерить из трубы DN40, изменив количество и диаметр отверстий (точнее указано на чертеже);
  • для камеры сгорания возьмите трубу DN150;
  • водяную рубашку сварите из двух газовых баллонов из-под пропана;
  • теплообменник – минимум 8 жаровых труб Ø32 мм;
  • размер чаши – по камере сгорания (DN150);
  • высота от края дожигателя до дна чаши – 6.5—7 см.

Как устроен двухоборотный котел, действующий на отработанном масле, показано на чертеже. Отличие от простой капельницы заключается в жаротрубном теплообменнике, размещенном между стенками камеры сгорания и наружной обшивкой. Соответственно, патрубок дымохода переместился в нижнюю зону корпуса.

Для справки. Котел называется двухходовым, поскольку продукты горения делают 2 оборота по трубам и дважды меняют направление движения, прежде чем уйти в дымоход. Существуют и трехходовые версии теплогенераторов с верхним дымоходным патрубком.

Принцип работы агрегата

Этот раздел предназначен для новичков, кому раньше не приходилось заниматься отопительным оборудованием на жидком топливе – отработке либо солярке. Представленный на чертеже котел работает по следующей схеме:

  1. По трубке, проходящей внутри дожигателя, течет отработанное автомобильное масло. Способ подачи – самотеком или с помощью насоса.
  2. Воздух в зону горения нагнетается электрическим вентилятором.
  3. Капли масла, падающие на дно раскаленной чаши, испаряются и сразу воспламеняются. Дожигание поднимающихся масляных паров происходит напротив всех отверстий, просверленных в центральной трубе.

Схема сжигания отработанного масла в котле и движения дымовых газов через огнетрубный теплообменник

  • Выделяющееся от пламени тепло напрямую передается водяной рубашке котла. Горячие дымовые газы, вытесняемые воздухом от вентилятора, проходят сквозь жаровые трубы, отдают часть теплоты и вылетают в дымоход.
  • В зависимости от качества топлива и режима работы чистка теплогенератора производится 1 раз в 3—7 дней. Основная масса сажи скапливается в чаше, которая легко вынимается через специальный люк. Как функционирует капельный котел на отработанном масле, сделанный своими руками, расскажет один из мастеров в очередном видео:

    Изготавливаем теплогенератор из баллона

    Первым делом подготовьте к свариванию газовые баллоны – удалите сферические части (не забудьте наполнить предварительно водой!) и отрежьте один сосуд по размеру, чтобы вместе они составили корпус требуемой высоты (1 м).

    Вентиль выворачиваем трубным и гаечным ключом. Если не получается, то подпиливаем и аккуратно отбиваем молотком

    Заготовьте остальные материалы, учитывая следующие рекомендации:

    • камеру сгорания и пламенную чашу лучше сделать из нержавеющей стали толщиной 1.5—3 мм (например, марки 12X18H12T);
    • если нержавейку отыскать не удалось, используйте черную сталь марки Ст3 — Ст20 от 4 мм толщиной;
    • трубку подачи отработанного масла тоже подберите нержавеющую;
    • толщина стенок жаровых труб – не менее 3.5 мм;
    • для герметизации верхней крышки подберите стальную полосу 40 х 4 мм (ободок) и асбестовый шнур;
    • подготовьте листовой металл 3 мм на изготовление ревизионного люка;
    • на теплообменник берите трубы с толщиной стенки минимум 4 мм.

    Варианты изготовления чаш, устанавливаемых на дно отопительного агрегата

    Совет. В качестве нагнетателя мастера обычно применяют «улитку» салонного отопителя ВАЗ 2108, но это не панацея. Возьмите любой подобный вентилятор — все равно его производительность придется регулировать с целью увеличения либо уменьшения мощности котла.

    Процесс изготовления двухходового котла на отработке выглядит так:

    1. Нарежьте жаровые трубы Ø32 мм по размеру и сварите теплообменник, используя один баллон в качестве наружного кожуха, а трубу Ø150 мм – стенок камеры сгорания.
    2. Приделайте к теплообменнику подводящие патрубки системы водяного отопления.
    3. Во втором баллоне вырежьте отверстия под ревизионный люк и дымоходный патрубок. Приварите штуцер Ø114 мм и выполните горловину с крышкой из листовой стали.
    4. Сварите оба резервуара в один корпус. Сверху выполните обечайку из железной полосы – она послужит уплотнением крышки. Щель между кромками заполните асбестовым шнуром.
    5. Изготовьте дожигатель в соответствии с чертежом. Проделайте в полусферической крышке (в прошлом – торец баллона) отверстия для смотрового окна и установки дожигателя (по центру).
    6. Крышку оснастите ручками и заслонкой на окошке. Трубу дожигателя допускается приварить к ней наглухо либо прикрутить болтами с уплотнением асбестовым шнуром.

    С нижнего торца перфорированная труба закрывается заглушкой, где проделано 4 отверстия – одно посередине, оставшиеся три – радиально. В центральное отверстие выводится трубка маслопровода и обваривается. Последний шаг – изготовление пламенной чаши котла, где будет гореть отработанное масло.

    Нижняя (торцевая) часть дожигателя с 3 отверстиями Ø4 мм

    Рекомендация. Если вы хотите сделать котельную установку на отработке с водяным контуром, обеспечивающим ГВС, не торопитесь заталкивать внутрь теплообменника змеевик. Есть решение попроще: приварить к водяной рубашке 2 дополнительных патрубка и подключить их к баку косвенного нагрева через циркуляционный насос. Второй вариант – установить на дымоход теплообменник самоварного типа.

    По окончании сборки приварите к трубе–дожигателю колено с фланцем и установите «улитку». Чтобы наружная металлическая стенка водяной рубашки не теряла напрасно тепло и не обогревала помещение котельной, выполните изоляцию корпуса из негорючей базальтовой ваты. Простейший способ — примотать утеплитель шпагатом, а затем обернуть тонколистовым крашеным металлом.

    Наружную обшивку теплогенератора можно сделать прямоугольной

    Более наглядно процесс изготовления жидкотопливного котла продемонстрирован в следующем видео:

    Советы по установке

    Монтаж котла, использующего отработанное масло, практически не отличается от установки отопителей других типов. Есть одно преимущество: благодаря наличию турбонаддува и бездымному горению жидкого топлива дымоход необязательно задирать на 6—7 метров. Достаточно вывести оголовок дымоотвода из зоны ветрового подпора и поднять на высоту 4 м.

    Касательно правильного монтажа дадим такие рекомендации:

    1. Котел и не защищенные изоляцией стальные дымоходы располагаются на расстоянии 0.5 м от горючих стен и других элементов деревянного дома. Минимальный отступ от несгораемых конструкций – 100 мм.
    2. Проход сквозь внешнюю стену и весь наружный участок газохода выполняйте утепленной трубой – сэндвичем, иначе будет много конденсата и сажи. Подробно технология устройства дымохода описывается в отдельном материале.
    3. Обязательно установите на подающей магистрали отопления группу безопасности.
    4. Организуйте в топочной хорошую вытяжку для удаления запахов. Забор воздуха на горение можно предусмотреть с улицы.
    5. Оснастите нагнетатель регулятором оборотов, а маслопровод – вентилем. Это позволит управлять мощностью теплогенератора вручную. Не путайте регулировочный вентиль с обычным краном, запорная арматура ставится на трубопроводы в любом случае.
    6. Сделайте примитивную автоматику аварийной остановки – поставьте на подачу термостат, отключающий вентилятор и масляный насос в случае перегрева теплоносителя.

    Вариант монтажа теплогенератора с нижним подключением дымохода

    Если отработка подается самотеком, то ради безопасности желательно поставить на топливную магистраль электрический отсекающий клапан. Одна тонкость: после аварийного отключения котел самостоятельно не запустится, придется разжигать масло вручную либо мастерить автоматический розжиг.

    Работу котла очень желательно подстраховать на случай отключения электроэнергии. Автомобильный вентилятор, рассчитанный на напряжение 12 вольт, можно запитать от обычного аккумулятора, остальное оборудование – насосы, термостаты – через блок бесперебойного питания.

    Подачу отработанного масла в камеру сжигания котла проще всего организовать самотеком – из подвешенной к стене емкости. Но за подобной системой нужно постоянно следить плюс по мере опорожнения интервал между каплями увеличивается, а интенсивность горения уменьшается.

    Отсюда рекомендация: после первичного испытания двухоборотного котла на отработке приобретите насос от мотоцикла «Урал» (или подобный) и установите в бочку с топливом. Как это осуществить, смотрите в последнем видеосюжете.

    Делаем отопление на отработанном масле своими руками: описание принципа работы, конструкции самодельных котлов и заводских горелок

    Среди вариантов отопления частного дома особое место занимают котлы на отработанном масле. Они появились относительно недавно и вызвали массу споров о практичности их применения. Однако несмотря на критику они все больше используются в качестве основного источника тепла. Как сделать эффективное отопление дома на отработанном масле своими руками: котлы, отзывы и описание специфики эксплуатации помогут решить этот вопрос.

    Принцип работы котлов на отработанном масле

    Обустроить полноценное воздушное отопление на отработанном масле можно только после ознакомления со спецификой конструкции котлов. Этот вид топлива по своим техническим характеристикам схож с дизельным, но имеет большее количество добавок. Они возникают из-за специфики эксплуатации масла – в автомобиле, промышленном обетовании и т.д.

    Поэтому многие заводские котлы отопления на отработанном масле по факту являются дизельными. Их принцип получения тепловой энергии аналогичен автомобильному двигателю. С помощью насоса происходит подача топлива в форсунку с одновременным нагнетанием большого количества воздуха. Эта смесь воспламеняется, вырабатывая большое количество тепловой энергии.

    Альтернативным вариантом является котел отопления на отработанном масле своими руками. В нем топливо сгорает как в обычном твёрдотопливном. Однако при этом КПД работы системы намного ниже. Поэтому специалисты рекомендуют устанавливать заводские модели.

    Это обусловлено их преимуществами:

    • Точный расчет расхода топлива и подачи воздуха в форсунку;
    • Надежность и безопасность работы;
    • Организация системы отвода угарных газов;
    • Предварительный нагрев топлива для повышения эффективности сгорания.

    Но вместе с этим отопление дома на отработанном масле с использованием заводских котлов характеризуется высокими первоначальными затратами. Можно их незначительно снизить, приобретя горелку, которая устанавливается в твердотопливный котел.

    Диаметр форсунки для отработанного масла должен быть больше, чем для дизельного топлива.

    Целесообразность установки

    Действительно ли выгодно отопление загородного дома на отработанном масле? Это вариант теплоснабжения может быть применен только при доступе к относительно дешевому топливу. В противном случае будет экономически нецелесообразно устанавливать сложное и дорогостоящее оборудование.

    Отопление загородного дома на отработанном масле помимо котла должно включать в себя емкость для хранения топлива. К ней предъявляются особые требования. Использование открытых бочек категорически запрещено, так как отработанное масло постепенно испаряется. Для этого необходимы закрытые емкости. Кроме них потребуется насосное оборудование для подачи топлива в камеру сгорания.

    Суммируя все вышеперечисленные факторы можно выделить основные требования к целесообразности отопления на отработанном масле для частного дома:

    • Доступ к дешевому топливу. Для дома 150 м² при 9 часовом отоплении потребуется в сутки порядка 22,5 кг масла. За отопительный сезон эта цифра составит около 2200 кг;
    • Специальная емкость для хранения. Ее вместительность должна быть не менее 2-х месячного расхода, т.е. порядка 500 кг;
    • Нужно помнить, что количество сажи у печи отопления на отработанном масле будет на порядок больше, чем у дизельного или твердого топлива. В связи с этим увеличится периодичность очистки камеры сгорания и дымохода.

    Также отопление на отработанном масле своими руками делается с установкой вентилятора, а не турбины. Это уменьшает приток воздуха, что сказывается на составе горючей смеси. Такая технология приводит к быстрому засорению форсунки и частому выходу ее из строя.

    Можно договориться с ближайшим автосервисом о закупке отработанного масла. Лучше всего это делать за 4-5 месяцев до начала отопительного сезона.

    Меры безопасности

    Самым важным для потребителя остается вопрос – безопасно ли паровое отопление на отработанном масле? Все жалобы на неприятный запах и возгорание топлива связаны с несоблюдением правил безопасности.

    Важно правильно подобрать состав отработанного масла. В нем не должны содержаться отходы бензина, ацетона и других легковоспламеняющихся средств. Также следует обратить внимание на сторонние примеси, свойственные автомобильной отработке. Именно они являются причиной преждевременного загрязнения горелки.

    Для воздушного отопления на отработанном масле должны быть предусмотрены следующие меры безопасности:

    • Дымоход с диаметром минимум 100 мм. Лучше всего использовать сэндвич-дымоход, так как на его поверхности образуется меньше всего сажи;
    • Не допускается хранение емкостей с топливом в непосредственной близости от котла;
    • Баки с отработанным маслом должны быть герметичными. В случае попадания в них воды произойдет разбрызгивание топлива во время работы горели. Это может привести к пожару;
    • Температурное воздействие на котел отопления на отработанном масле намного выше, чем у твердого топлива. Поэтому толщина стенки теплообменника и камеры сгорания не может быть менее 2 мм;
    • Во избежание задымления котельной в ней обустраивается система принудительной циркуляции. Рекомендуемый воздухообмен должен составлять 180 м³/ час на 1 м³ площади.

    Только после выполнения этих требований можно говорить о безопасной системы отопления загородного дома на отработанном масле.

    Работа вентилятора или турбины могут забирать большой объем воздуха из котельной. Поэтому мощность вентиляционной системы помещения должна быть выше в 1,2 раза.

    Обзор производителей котлов отопления на отработке

    Надежное отопление на отработанном масле, отзывы о котором носят в большинстве положительный характер, невозможно без заводской горелки. Именно от нее будет зависеть безопасность и эффективность работы теплоснабжения дома. В настоящее время на рынке преобладают зарубежные производители этого вида оборудования. Это связано с трудоемкостью производства и относительно низким спросом у российских потребителей на котлы отопления на отработке. Большинство моделей предназначены для теплоснабжения больших помещений, и их мощность превышает 60 кВт. Но несмотря на это можно организовать отопление на отработанном масле в частном доме и с помощью менее производительных горелок.

    Котлы Clean Burn

    Американская компания специализируется на производстве мощных котлов на отработанном масле. Ее продукция пользуется спросом в котельных для отопления 2-3 многоквартирных домов. Минимальная мощность котла составляет 200 кВт. Особенностью является уникальная форма теплообменника, обеспечивающая 95% КПД.

    Горелки Kroll

    Немецкий производитель профилируется на изготовлении горелок, работающих на отработанном масле. Важно, что инженеры компании учли специфику отопления дома на отработанном масле – горелка может быть установлена практически на любой тип твердотопливного котла. Помимо этого она имеет уникальную систему разогрева топлива, чтобы его вязкость была приближена к идеальной.

    Особенностью является обязательное наличие сжатого воздуха, который может быть генерирован с помощью компрессора. Это обязательное условие для организации отопления на отработанном масле своими руками.

    Котлы Жар

    Этот российский производитель является одним из немногих, кто смог сделать по-настоящему уникальное отопительное оборудование на отработанном масле. Их отопительный котел «Жар-20» номинальной мощностью 30 кВт может быть установлен в частном доме. Он не занимает много места, и при этом учтены все меры безопасности для парового отопления на отработанном масле.

    Цена на оборудование от вышеописанных производителей зависит от мощности котла (горелки), ее конструкционных особенностей.

    МодельЦена, руб.
    Kroll KG/UB, 75 кВт/час270000
    Clean Burn СВ-2000, 200 кВт580000
    Жар-20170000

    Прежде чем приобрести определенную модель котла рекомендуется ознакомиться с отзывами на отопление на отработанном масле. Они помогут составить объективную точку зрения на эффективность работы конкретного оборудования.

    Самодельный котел на отработанном масле

    Не всегда печь отопления на отработанном масле необходима для теплоснабжения дома. В некоторых случаях она изготавливается для теплоснабжения гаража, подсобных помещений. Тогда подобрать заводскую модель горелки мощностью до 10 кВт практически невозможно. Единственный выход – сделать ее самостоятельно.

    Принцип работы этого устройства основан на сжигании смеси кислорода с маслом. Во время горение этого состава происходит нагрев бака с водой, расположенный в верхней части конструкции. Для изготовления подобного котла отопления на отработанном масле своими руками потребуется правильно подобрать исходные материалы. Температура в зоне сгорания может достигать +700°С, поэтому лучше всего использовать жаропрочные марки стали.

    Для подачи воздуха понадобится компрессор небольшой мощности. Шланг от него устанавливается в патрубок, расположенный рядом с резервуаром с отработанным маслом. Для розжига устанавливается пьезоэлемент или аналогичное ему устройство.

    В отличие от заводских горелок у парового теплоснабжения на отработанном масле есть своя специфика работы. Она заключается в принципе получения тепловой энергии. Рассмотрим этапы работы отопления на отработанном масле с помощью котла, сделанного своими руками:

    • Масло нагревается до +40°С в результате чего формируются испарения, попадающие в верхнюю камеру;
    • В зоне сгорания происходит подмес воздуха к топливной смечи, в результате чего происходит выделение большого количества тепла;
    • Полученная энергия может быть направлена на нагрев воды в верхнем теплообменнике или поступать непосредственно в помещение через стенки камеры сгорания.

    Для этого самодельного котла на отработанном масле важно правильно сделать дымоходную систему. Она должна беспрепятственно выводить продукты сгорания за пределы помещения. Также следует учитывать высокое потребление кислорода во время сгорания топлива. Поэтому для отопления загородного коттеджа на отработанном масле делают автономную систему подачи воздуха.

    Для регулировки мощности котла на шланг подачи воздуха устанавливается кран. С его помощью можно уменьшать (увеличивать) приток кислорода и состав горючей смеси.

    Отзывы об отоплении на отработанном масле

    Как можно определить актуальность установки печи отопления на отработанном масле? Существует много критериев – расчетный показатель КПД, комфорт эксплуатации. Однако наиболее действенный способ узнать о возможных проблемах – ознакомиться с отзывами об отоплении на отработанном масле:

    • Решили сделать в нашем автосервисе воздушное отопление на отработке. Благо топлива всегда с избытком. Установили самодельный котел и провели «полевые испытания». Первая проблема – обязательная очистка масла перед заливкой. Даже небольшое содержание антифриза (что бывает часто) значительно увеличивает объем копоти. После доработки системы все функционирует нормально;
    • Были много наслышаны об отоплении частного дома на отработанном масле – эффективно и с небольшими расходами. Муж работает в электросетях и сумел договориться о продаже трансформаторного масла по хорошей цене. Установили германскую горелку на старый котел, сделали грамотный подвод топлива. Система работает как часы. Единственный недостаток это большое потребление – зимой до 25 кг в сутки;
    • Для гаража сделал самодельный котел на отработке. Работает нормально – заранее установил хороший дымоход. Стенки котла раскаляются до красна и поэтому приходится их обдувать вентилятором. Также отметил, что нужно часто чистить топку.

    Из опыта эксплуатации для компенсации первичных затрат на установку оборудования на отработанном масле потребуется от 1 года до 3-х. Это касается только котлов, мощностью от 60 кВт и выше.

    В видеоматериале показан пример работы самодельного котла:

    Как сделать отопление на отработанном масле своими руками: схемы и принципы обустройства

    Любые отходы, являющиеся для обычного человека всего лишь мусором, от которого необходимо избавиться, в руках мастера могут приносить ощутимую материальную выгоду.

    Например, обрезки разнокалиберных труб, старый газовый баллон и прочие металлические обрезки превратятся в печь, а отработанное масло – в топливо. Организовать отопление на отработанном масле своими руками не так уж и сложно.

    Мы расскажем вам об основных вариантах устройства систем отопления на “бросовом” виде топлива. В предложенной нами статье детально описаны способы изготовления проверенных на практике самодельных приборов. С учетом наших рекомендаций вы сможете добиться оптимального результата.

    Общий принцип функционирования

    Если мы хотим получить качественное отопление на основе отработки, масло нельзя просто взять и поджечь, поскольку оно будет чадить и вонять. Чтобы не испытывать на себе эти неприятные и опасные для здоровья побочные эффекты, нужно нагреть топливо так, чтобы оно начало испаряться.

    Гореть будут полученные в результате нагрева летучие вещества. Это и есть основной принцип работы отопительного агрегата на отработке.

    Применение перфорированной трубки

    Для воплощения этого принципа в конструкции печки предусматривают две камеры, которые соединяют между собой трубой с отверстиями. В нижнюю камеру через заливное отверстие поступает топливо, которое здесь же и нагревают. Образующиеся при этом летучие вещества поднимаются вверх по трубе, насыщаясь через перфорацию кислородом воздуха.

    Полученная горючая смесь воспламеняется уже в трубе, а полное её сгорание происходит в верхней камере дожигания, отделенной от дымохода специальной перегородкой. Если технология процесса соблюдается в должной мере, копоти и дыма при горении практически не образуется. А вот тепла будет достаточно для обогрева помещения.

    Использование плазменной чаши

    Ради достижения максимальной эффективности процесса, можно пойти и более сложным путем. Напомним, что наша цель состоит в выделении из топлива летучих составляющих путем его нагрева. Для этого в единственную камеру агрегата следует поместить чашу из металла, которую нужно не просто нагреть, а раскалить.

    Через специальный дозатор из топливного бака в камеру тоненькой струйкой или каплями будет поступать отработка. Попадая на поверхность чаши, жидкость мгновенно испарится, а образовавшийся при этом газ будет гореть.

    Если всё делать правильно, сгорание газов должно сопровождаться голубовато-белым пламенем. Похожее пламя можно наблюдать при горении плазмы, поэтому раскаленную чашу часто называют плазменной. А саму технологию именуют капельной подачей: ведь топливо при ней должно поступать исключительно малыми дозами.

    При всем разнообразии конструкций, работа всех отопительных агрегатов на бросовом топливе основана на описанном выше принципе.

    Баланс преимуществ и недостатков

    Казалось бы, идея практически лишена недостатков, но это не так. Чтобы принять взвешенное решение об использовании в своём доме такого отопления, нужно видеть не только плюсы от его применения, но и минусы.

    Начнем с достоинств метода. Итак, если у вас есть регулярный доступ к бросовому топливу, каковым по сути является отработка, то вы можете эффективно использовать и одновременно утилизировать этот материал. Грамотное применение технологии позволяет получить тепло с полным сгоранием материала без выброса в атмосферу вредных веществ.

    К прочим плюсам можно отнести:

    • незамысловатую конструкцию отопительного агрегата;
    • малые затраты на топливо и оборудование;
    • возможность применения любого масла, которое есть в хозяйстве: растительное, органическое, синтетическое;
    • горючий материал можно использовать, даже если загрязнения составляют десятую часть от его объёма;
    • высокая эффективность.

    К недостаткам метода следует отнестись со всей серьёзностью. Если не соблюдать технологию процесса, может произойти неполное сгорание топлива. Его пары опасны для окружающих.

    Не зря главным требованием при обустройстве отопления на отработке является наличие вентиляции в том помещении, где будет эксплуатироваться котел.

    Перечислим и другие минусы:

    • поскольку для хорошей тяги нужен качественный дымоход, он должен быть прямым, а его протяженность – от пяти метров;
    • дымовую трубу и плазменную чашу нужно регулярно и основательно чистить;
    • сложность капельной технологии заключается в проблемном розжиге: на момент подачи топлива чаша уже должна быть раскаленной;
    • эксплуатация котла вызывает высушивание воздуха и выгорание кислорода;
    • самостоятельное создание и применение водогрейных конструкций может способствовать понижению температуры в зоне сгорания, что ставить под угрозу эффективность процесса в целом.

    Чтобы решить последнюю из приведенных выше проблем, можно смонтировать водяную рубашку там, где она не сможет повлиять на качество горения – на дымоходе. Перечисленные недостатки привели к тому, что изделие без существенных доработок практические не применяется для обогрева жилых помещений.

    Если нет желания или времени сооружать агрегат собственными руками, можно воспользоваться многочисленными предложениями от мастерских, занимающихся производством и установкой металлоконструкций разных масштабов:

    Где применять и как доработать?

    Ввиду существенного списка недостатков, калориферы на масляных отходах редко используются в жилье. Применение их возможно только в хозпомещениях и в случае устройства безотказно действующей приточно-вытяжной вентиляции. Зато их широко применяют для прогрева технических и производственных площадей.

    Автомобилисты именно их используют в качестве обогревателей для гаражей, и то в случае устройства хорошей вытяжки. Огородники устанавливают в теплицах, животноводы – в хозяйственных постройках. На автомобильных мойках, на СТО, на складах, где нет горючих материалов, им всегда найдется место.

    Часто базовые конструкции подвергаются разного рода доработкам. Например, для этих целей используют водяную рубашку или водогрейные змеевики. Подобное оборудование включают в состав водяного отопления. Печи такого вида должны работать с применением автоматики, в противном случае их функционирование придется неусыпно контролировать.

    Несколько удачных самоделок

    Используя базовый принцип конструкции, всегда можно придумать изделие, которое будет максимально соответствовать вашим собственным запросам. Попытаемся предложить вам некоторые варианты, достойные не только внимания, но и воплощения.

    Вариант #1 – с готовым корпусом

    Эта конструкция может понравиться такому домашнему умельцу, который уже освоил навыки сварки. Суть её заключена в применении в качестве корпуса изделия готовой основы – кислородного или газового баллона, трубы или бочки с толстыми стенками.

    Чтобы наглядно представить себе процесс превращения заготовок в печь на отработке, внимательно рассмотрите приведенную ниже схему.

    В работе изделия используется плазменная чаща и, значит, технология капельной подачи. Оно способно продуцировать примерно 15 кВт тепла, которые обогреют до 150 м 2 площади.

    Не стоит эту модель пытаться модернизировать, преследуя цель повысить её производительность путем усиления воздушного потока или изменением размеров камеры сгорания. Это может привести к увеличению объёма сажи и чада, что небезопасно.

    Для начала нам необходимо соорудить основу модели – её корпус. Для этого нам нужна труба высотой 780 мм, диаметром 210 мм и с толстыми стенками (не менее 10 мм). Днище корпуса вырезаем из стального листа (не менее 5 мм). Диаметр круга дна составляет 219 мм. Осталось лишь приварить дно к одной из сторон корпуса.

    Ножки, которые вам предстоит приварить ко дну, можно изготовить из прочных болтов. Чтобы отслеживать процесс горения внутри трубы и иметь возможность стартового разогрева чаши, нужно в 70 мм от уровня дна сделать в корпусе смотровое окно. Для этого в корпусе следует прорезать отверстие такого размера, чтобы оно было функциональным – удобным для самого пользователя.

    Вырезанная часть трубы пойдёт на изготовление дверцы отверстия. Нужно лишь приварить к ней аккуратный буртик и проложить по её периметру асбестовый шнур, чтобы дверка герметично закрывала отверстие. Закрепляем дверцу на корпусе при помощи болтов.

    Для дымоотвода понадобится труба диаметром 108 мм с толстыми стенками (4 мм). Её следует приварить к корпусу на стороне, противоположной той, где прорезано смотровое окошко. От верха отступите 7-10 см.

    Чтобы сделать крышку, из листового металла (толщина 5 мм) вырезают круглую заготовку диаметром 228 мм. По краю заготовки следует приварить буртик. Для этого нужна металлическая полоска толщиной 3 мм, а шириной – 40 мм. В получившейся крышке сбоку делаем ещё одно смотровое отверстие диаметром 18 мм. Его дверца будет играть роль предохранительного клапана.

    В центре крышки вырезаем ещё одно отверстие диаметром 89 мм. В него будет вставляться труба для подачи воздуха, которую делаем из заготовки длиной 76 см, диаметром 89 мм, а толщиной стенки 3 мм.

    Заготовку перфорируем. Для этого от края отступаем 5 см и высверливаем по кругу 9 отверстий диаметром 5 мм. Через 5 см нужно проделать ещё два ряда отверстий – 8 в ряду, диаметр 4,2 мм. Ещё через 5 см делаем четвертый ряд отверстий – 9 штук, диаметр 3 мм.

    Для выполнения следующей работы нам понадобится болгарка. По краю трубы, от которого мы отступали 5 см, прорезаем щели высотой 3 см, толщиной 1,6 мм. По окружности таких щелей должно быть 9 штук.

    С противоположного конца трубы в 5-7 мм от края прорезаем отверстие 10 мм в диаметре. В него будет вставляться труба для подачи топлива диаметром 10 мм и стенками в 1 мм толщиной. Как видно из схемы, она входит в трубу для воздуха и заканчивается одновременно с ней. Протяженность этого топливопровода и его угол изгиба зависят от местоположения маслобака.

    Труба для подачи топлива и воздуха в сборе приваривается к крышке. При установке в корпус изделия она должна не упираться в дно, а не доставать до него 12 см.

    Приступаем к изготовлению плазменной чаши. Для этого понадобится толстостенная труба (толщина 4 мм) диаметром 133 мм. Отрезаем от неё кусок 3 см. Из стального листа толщиной 2 мм вырезаем круглую заготовку диаметром 219 мм. Заготовку привариваем к отрезку и получаем чашу.

    Собственно, печка практически готова. Осталось её собрать. Для этого внутрь корпуса в 7 см от дна размещаем чашу. Теперь она должна быть хорошо видна из смотрового окошка, расположенного внизу. Из окна чашу и поджигают. Ставим на предусмотренное для неё место крышку с устройствами для подачи воздуха и масла.

    Дымоход, который будет присоединен к соответствующему патрубку, делается из трубы толщиной 4 мм и диаметром 114 мм. Протяженность дымохода должна быть не менее 4 метров. Особенностью его можно считать исключительно вертикальное расположение. Никаких наклонных участков быть не должно! Наружную часть дымохода следует утеплить.

    Когда установлен маслобак, можно проверить работу агрегата. Для этого в чашу помещают бумагу, смоченную горючим, а затем поджигают её. На завершающей стадии горения бумаги можно начинать подавать отработку. Схема этого устройства не зря приведена так подобно. Мы хотим, чтобы у вас получился качественный аппарат, который будет долго радовать своего создателя бесперебойной и безопасной работой.

    Этапы сооружения котла, работающего на отработанном масле, подробно описаны в следующей статье. Рекомендуем ознакомиться с технологией изготовления самоделки, которая найдет применение в дачном и загородном хозяйстве.

    Вариант #2 – самый популярный

    Эта модель действительно пользуется популярностью у владельцев дач и гаражей. Сделать её несложно. В её состав входят два отделения (камеры). В нижнее заливается горючее, которое будет нагреваться для образования летучих газов. При переходе их через перфорированную трубу, расположенную между отделениями, происходит насыщение газов кислородом и их воспламенение.

    При сгорании смеси газов в верхнем отсеке температура может достигать 800 градусов. Такой нагрев требует активной подачи воздуха. Для этого в нижнем отсеке предусмотрено смотровое отверстие, через которое, кроме того, заливают топливо. Чтобы с его помощью регулировать подачу воздуха, необходима заслонка.

    При переходе газов из нижней части сооружения в верхнюю насыщение смеси кислородом идёт через небольшие отверстия (диаметр 10 мм) в трубе.

    Для выполнения работ следует подготовить:

    • болгарку с отрезными и зачистными дисками; Минимальный диаметр диска – 125 мм.
    • перфоратор со сверлом не меньше 13 мм;
    • сварочный аппарат (от 200 ампер) и защитную маску или очки;
    • кувалду;
    • молоток, зубило и плоскогубцы;
    • уголок для ножек;
    • листовую сталь;
    • переноску;
    • заклепки.

    Из листового железа выкраивается и варится нижний отсек. В нем вырезают смотровое окно, через которое внутрь будет поступать топливо и воздух. Задвижку для этого отверстия закрепляют на корпусе отсека заклепкой.

    К нижней камере приваривают перфорированный соединительный газопровод-трубу, к которой присоединяют методом сварки верхний отсек со съемной крышкой. Его тоже выкраивают из листовой стали и сваривают. В процессе сварки следует тщательно проверять соединения на отсутствие зазоров.

    Для придания конструкции лучшей устойчивости используют металлические уголки. Дымоход должен быть присоединен к трубе строго вертикально. Проверить работу готовой печки на отработке можно, залив масло в нижний отсек. Там его поджигают, используя для этой цели обычную бумагу.

    С одним из вариантов печки на отработке, популярных в среде автомобилистов и владельцев гаража ознакомит следующая фото-галерея. Для того чтобы понять особенности конструкции, мы приложили чертеж с размерами самоделки.

    Согласно проектным размерам мастер, соорудивший эту модель печки, заказал раскрой металла в мастерской. В трубе токарь высверлил ему отверстия. Ему нужно было просто собрать детали, соединив их сварными швами:

    Делаем котел отопления на отработанном масле своими руками

    Выбор энергоносителя для отопления является « краеугольным камнем » при проектировании всей системы . В качестве альтернативы традиционным
    твердотопливным или газовым моделям можно рассмотреть котлы отопления на отработанном масле для частного дома . Они отличаются не только конструкционно , но некоторыми эксплуатационными параметрами .

    Принцип работы котлов на отработанном масле

    Специфика использования отопительных приборов этого типа заключается в предварительной подготовке топлива . Отработанное масло должно пройти очистку , для некоторых систем — подогрев до нужной температуры . Также отличия имеются в принципе получения тепловой энергии .

    (Самодельная конструкция)

    В настоящее время водогрейный котел на отработанном масле может работать по следующим схемам :

    • Горелка . Представляет собой блок , который можно установить практически в любой твердотопливный котел . Преимущества – хороший КПД , небольшие размеры и наличие системы управления . Главным недостатком является высокая стоимость ;
    • Масляный котел , конструкция которого предназначена для использования только отработки или аналогичной по свойствам жидкости . Для организации отопления можно приобрести заводскую модель или сделать аналогичную конструкцию самостоятельно .

    Принцип работы заключается в предварительном нагреве масла , в результате чего оно разлагается на тяжелые углеводы и газ . В зоне пиролиза происходит окисление последнего . Образованный газ является топливом , с максимальными показателями теплоты сгорания . Побочные зольные продукты оседают в нижней части зольника и при заполнении его удаляются .

    Для увеличения эффективности работы отопительные котлы этого типа снабжаются системой подачи воздуха – нагнетателем . Особое внимание уделяется механизму регулирования подачи топлива .

    Котел Геккон : конструкция и принцип работы

    Перед самостоятельным изготовлением отопительного оборудования рекомендуется ознакомиться с аналогичными заводскими моделями . В качестве примера можно рассмотреть котлы марки « Геккон ». Они обладают достаточно хорошими эксплуатационными качествами , характеризуются надежностью и производительностью .

    (Конструкция котла Геккон)

    Как функционируют котлы Геккон

    Для ознакомления с общим принципом работы необходимо ознакомиться с этапами преобразования топлива в тепловую энергию .

    1. По топливопроводу ( 9 ) отработанное масло попадает в испаритель ( 11 ).
    2. Под воздействием температуры происходит вышеописанное преобразование в газ .
    3. Так как он легче воздуха – пары поднимаются по вихревому устройству ( 14 ).
    4. Проходя через отверстия в этом элементе происходит их возгорание в камере дожига .
    5. Нагнетатель воздуха обогащает смесь кислородом , что повышает тепловую отдачу .
    6. Передача энергии к теплоносителю ( воде , антифризу ) происходит через стенки теплообменника . Они находятся в камере дожига .

    Для удаления угарных газов в конструкции предусмотрен газоход . Он же предназначен для создания тяги , обеспечивающей циркуляцию воздушных потоков внутри камеры сгорания .

    Сделать подобную конструкцию своими руками не проблематично . Главное — правильно подобрать материал изготовления и действовать согласно разработанной технологической схеме с учетом специфики чертежа .

    Дозатор

    Специфика работы котлов на отработанном масле заключается в создании устройства для подачи топлива . Рекомендуется разработать простую и надежную схему , по которой масло будет поступать в камеру сгорания в нужном объеме .

    Проектировщики котлов « Геккон » пошли по пути « наименьшего сопротивления ». Был использован принцип сообщающихся сосудов . Дозатор устанавливается отдельно от котла и соединяется с ним с помощью топливопровода .

    (Схема дозатора)

    Регулировка подачи топлива происходит посредством установки положения поплавка . Он отрывает ( закрывает ) подающий кран . Таким образом можно уменьшать или увеличивать мощность отопления .

    При расчете самодельной конструкции котла на отработанном масле необходимо учитывать следующие нюансы :

    • Объем дозатора ;
    • Механизм его пополнения ;
    • Материал изготовления поплавка . Он не должен разрушаться под воздействием топлива .

    Имея общее представление о принципе работы котлов этого типа можно приступать к изготовлению конструкции своими руками .

    Этапы изготовления котла на отработанном масле

    Обогреватели должны отвечать определенным требованиям , главными из которых является безопасность работы , эффективность и экономичный расход топлива . Поэтому первому этапу проектирования следует уделить особое внимание .

    Составление чертежа

    Не обязательно делать котел по определенной схеме . На практике мастера выбирают оптимальный чертеж и адаптируют его согласно имеющимся условиям . Делается анализ имеющихся материалов , составляется перечень необходимых инструментов .

    (Чертеж простого котла на отработанном масле)

    Для начала можно рассмотреть конструкцию несложного котла . Он состоит из следующих компонентов :

    • Двух бочек . Нижняя необходима для установки отопительного оборудования , верхняя выполняет функции бака для воды ;
    • Труба с отверстиями и крышкой заслонкой ;
    • Емкость для масла .

    Преимущество этой системы заключается в простоте изготовления . Но из — за отсутствия зольника и нагнетателя воздуха КПД у котла будет небольшой .

    Лучше всего сделать самодельные аналоги исходя из фактических размеров конструкции .

    Выбор материалов

    При выборе компонентов котла следует руководствоваться принципом целесообразности . Если планируется отопление небольшого помещения – оборудование на отработанном масле можно сделать из газового баллона .

    Достаточно небольшой модернизации , включающей в себя изготовление трубы с отверстиями , входного отверстия для подачи топлива и дымохода .

    (Котел из газового баллона)

    Если же необходимо сделать печь полностью из подручных материалов – следует правильно подобрать комплектующие . При выборе специалисты рекомендуют придерживаться таких требований :

    • Марка стали и ее толщина . Можно использовать 15К или 20К . Они выдерживают значительную температуру без изменения конфигурации . Толщина стали для камеры сгорания – от 3 мм и более . Корпус изготавливается из металла 2 мм . Применение чугуна нецелесообразно , так как он сложно поддается обработке ;
    • Сварка . Главным условием является герметичность конструкции и надежность сварочных швов ;
    • Регулирование положения . Для этого к дну приваривают ножки с функцией изменения высоты .

    После изготовления котла необходимо проверить его надежность и качество сварных швов . При испытании мощность необходимо наращивать постепенно , одновременно контролируя сохранение целостности элементов .

    Автоматизация работы котла на отработанном масле

    Для нормальной работы отопительного оборудования этого типа необходимо обеспечить равномерный приток топлива . Для этого используется автоматика , аналогичная дозатору « Геккон ». Кроме нее можно использовать другие схемы подачи отработанного масла .

    (Механическая схема подачи топлива)

    Максимальная автоматизация возможна с применением электронных схем управления . Можно использовать схему « интеллектуального термостата ».

    (Схема автоматики)

    Источником питания служит устройство с параметрами 12В , 30 А . Перед закачкой топлива в контейнер работа горелки блокируется C1 . Активация возможна после зарядки конденсатора при условии активации интеллектуального термостата . По такой же схеме работает закачка топлива в приемник . Она прекращается после зарядки конденсатора С3 .

    В некоторых случаях понадобится адаптация описанной схемы для работы конкретной модели котла на отработанном масле . Изменения зависят от требуемой мощности оборудования и емкости накопителя топлива .

    С примером самодельной конструкции можно ознакомиться в видеоматериале :

    Читайте также:  Как подключить полотенцесушитель: подключение своими руками
    Ссылка на основную публикацию